Приходская Газета

Александр Романовский : О ГРЕХЕ АБОРТА

«Избави мя кровей Боже, Боже спасения моего…»
Псалом 50

Причина, по которой я решил написать эту работу по теме о намеренном прерывании беременности очень личная. В прошлой моей жизни, когда я не был воцерковлен, в далекие времена Советского периода бытия нашей страны, я с легкостью, граничащей с безумием, дважды провожал жену на аборт. Две загубленные души. Два загубленных человечка… Прости меня, Боже, грешного!


1.Проблематика аборта

От лат. Abortus - выкидыш. Искусственный выкидыш, прерывание беременности, плодоизгнание, вытравливание плода, убийство нерожденного ребенка до 28 недель, то есть до условного срока жизнеспособности плода вне тела матери. После 28 недель - искусственные или самопроизвольные преждевременные роды (partus praematurus). В случае искусственного "позднего" аборта этот термин неправильно используется для обозначения прерывания беременности на любом сроке. Различают аборт искусственный (abortus artificalis) и самопроизвольный (abortus spontaneus), т.е. начавшийся без преднамеренных действий беременной или других лиц с целью прерывания беременности. Аборт разделяются также на больничные и внебольничные - криминальные. Искусственный аборт рассматривается всеми религиями мира как убийство ребенка. Языческое общество не считало аборт преступлением. "Если же у состоящих в супружеском сожитии должен родиться ребенок сверх положенного числа, то следует прибегнуть к аборту прежде, чем у зародыша появится чувственность и жизнь" (Аристотель, "Политика"). Но понятие о греховности аборта содержится и в язычестве:

Та, что пример подала выбрасывать нежный зародыш,-
Лучше погибла б она в битве с самою собой!
Если бы в древности так матерям поступать полюбилось,
Сгинул бы с этаким злом весь человеческий род! (...)
С дрожью, смущенной рукой тело свое поражать?
Сроду не делали так и в армянских логовах тигры;
Разве решится сгубить львица потомство свое?
Женщины ж этим грешат, хоть нежны, - и ждет их возмездье:
Часто убившая плод женщина гибнет сама…
(Овидий)

Клятва Гиппократа, категорически запрещающая врачам делать аборт, отражала общее мнение всего медицинского сообщества того времени и последующих поколений медиков. Этот важнейший, основополагающий документ, общепринятый нравственный закон медицины, которым руководствовались медики в течение многих столетий, был отменен Советской властью. В Ветхом Завете искусственный аборт не упоминается, но есть указание на самопроизвольный аборт, происшедший по чьей-либо вине: " Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках" (Исх 21, 22) . В Библии, хотя прямо не упоминается искусственный аборт, прослеживается мысль о том, что жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия. "Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней" (Исаия 44:2). "Ибо ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен." (Псалом 138:13-14). "Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя" (Иеремия 1:5). Говоря об Иоанне Крестителе: "и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей" (От Луки 1:15). "Господь призвал меня от чрева ... И ныне говорит Господь, образовавший меня от чрева в раба Себе.." (Исаия 49:1-5). Апостол Павел говорит: "Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатию Своею..." (К галатам 1:15). "Не Он ли, Который создал меня во чреве, создал и его, и равно образовал нас в утробе ?" (Иов 31:15). Исааку наречено имя прежде его зачатия: "Бог же сказал [Аврааму]: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него" (Быт., 17, 19). Иоанну Крестителю было дано имя прежде рождения (Лк., 1, 13). Во время Благовещения ангел Господень нарекает имя Богомладенцу прежде его зачатия от Духа Святаго: " И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус" (Лк., 1, 31).

Церковь всегда осуждала аборт как убийство.

С точки зрения современной эмбриологической науки жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия, то есть с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток. В это время образуется уникальный генетический код, следовательно эмбрион является биологически самостоятельным организмом и никак не может считаться частью тела матери, получая от нее только кислород и питательные вещества. На более поздних сроках беременности формируются внешние признаки, особо подчеркивающие то, что эмбрион является отдельным человеком. Через 20 дней после зачатия начинает биться сердце, спустя месяц появляются оформленные конечности. У нерожденного ребенка фиксируются электрическая активность мозга, сердца, отпечатки пальцев и другие признаки, характерные для взрослого человека и определяющие индивидуальность личности. Кровь ребенка не смешивается с кровью матери. Доказано также то, что нерожденный ребенок чувствует боль.

В христианских странах до ХХ века убийство нерожденных детей было запрещено законом. На Руси официально смертная казнь за аборт вводится с 1649 г. в Уложении, принятом при Государе Алексее Михайловиче (гл. 22, ст. 26): "А смертные казни женскому полу бывают за чаровство, убийство - отсекать головы, за погубление детей и за иные такие же злые дела живых закапывать в землю". Впрочем, на Руси, вплоть до прихода к власти большевиков, аборт был крайне редким явлением по причине крайне отрицательного отношения к нему в обществе. В Уголовном кодексе России 1832 г. изгнание плода упоминалось среди видов смертоубийства. Согласно "Уложению о наказаниях" 1885 г. (ст. 1461, 1462) искусственный аборт карался "каторжными работами от 4 до 5 лет, лишением всех прав состояния, ссылкой в Сибирь на поселение". Уголовное уложение 1903 г. смягчало меры пресечения: "Мать, виновная в умервщлении своего плода, наказывается заключением в исправительный дом не свыше трех лет, врач от 1,5 до 6 лет". Впрочем, аборты строго по жизненным показаниям были разрешены.

В России с начала ХХ века начинают вестись дебаты среди медиков о необходимости легализации абортов. Одним из первых либеральные взгляды высказывает доктор Шабад, основываясь на принципах иудейского врача Маймонида. Шабад ставит в печати вопрос "о праве матери распоряжаться функцией своего тела". В России пытаются остановить зло. В 1900 г. доктор Э. Катунский писал: "У акушера нет ни нравственного, ни юридического права производить эмбриотомию (рассечение эмбриона) над живым плодом". Тем не менее в 1913 г. прошел XII Пироговский съезд, который осудил уголовное наказание матери и врача за аборт. Многие врачи не поддеравали постановление этого съезда. Доктор Личкус, выступая на съзеде, сказал: "Преступный выкидыш, детоубийство и применение противозачаточных средств - симптомы болезни современного человечества".

Впервые в мире искусственный аборт был узаконен в период Французской революции (на короткое время 1791-1810 гг.) и в России после Октябрьской революции 1917 г. (Декрет от 18 ноября 1920 года). "Допускается бесплатное производство операции по искусственному прерыванию беременности в обстановке советской больницы, где обеспечивается ей максимальная безвредность" (Постановление Наркомздрава и Наркомюста). Таким образом, Советская Россия стала первой страной, где произошла легализация аборта. Террор и резня, развязанные коммунистами-сторонниками абортов против верующих и врачей-противников абортов, сделал невозможной дискуссию и какой-либо общественный протест. Аборты из-за угрозы вымирания страны в 1936 году запрещаются, но вскорости (в 1955 г.) разрешаются вновь. После русской революции волна либерализма захлестнула весь мир. В США появляется Американская лига по контролю над рождаемостью (ABCL - American Birth Control League). Основательница - Маргарет Зангер. Впоследствии лидеры фашистской Германии, вдохновленные идеями Маргарет Зангер о контроле над рождаемостью и прямым сотрудничеством с ней, начинают политику уничтожения неугодных рас на оккупированных славянских территориях. Аборт ими использовался как средство подавления рождаемости. Была разработана методика тихого геноцида с помощью распространения и навязывания населению абортов, контрацептивов, стерилизации и порнографии.

Впоследствии Лига по контролю над рождаемостью была переименована в МФПС, Международную федерацию планирования семьи (IPPF - International Planned Parenthood Federation). МФПС имеет филиалы почти во всех странах мира и использует разработанные М. Зангер идеи и методы геноцида для сокращения рождаемости в развивающихся странах, особенно тех из них, которые богаты минеральными и энергетическими ресурсами.

В большинстве стран Европы и Америки не без участия МФПС аборт разрешен: в Швеции (1946), Великобритании (1967), США (1973), Франции (1979) и др. странах. В некоторых странах аборт запрещен, особенно исламских и католических (Португалия, Ирландия, Польша и др.). В России и Украине аборт официально разрешен до 12 недель, но действующие в России т.н. "социальные показания", введенные в действие приказом главы правительства России В.С. Черномырдиным (приказ N 567 от 8 мая 1996 г.), делают аборт, точнее искусственные преждевременные роды доступными на любом сроке беременности. Перед этим "законом РСФСР о здравоохранении"в 1971 году были расширены показания для аборта. В 1982 г. (Инструкция о порядке проведения искусственного прерывания беременности), в 1988 г. (Инструкция о порядке разрешения искусственного прерывания беременности по медицинским показаниям) были сделаны шаги по упрощению процедуры аборта, его доступности. От приказа к приказу показания к аборту расширялись. Благодаря последнему приказу В.С. Черномырдина фактически поздний аборт, точнее преждевременные роды с убийством нерожденного ребенка стали доступны всем и на любом сроке. При прерывании беременности на позднем сроке рождаются дети, жизнеспособные вне тела матери. Они умервщляются после рождения различными способами, например, погружением в ведро с водой. Метод конвейерных убийств в медицинских учреждениях приводит к размыванию понятий добра и зла и среди медиков, и среди всего народа.

Существует либеральное движение за свободу аборта. Оно пользуется многочисленными лозунгами и доводами пропагандистского и демагогического характера: "свобода выбора", "право выбора", "свобода распоряжаться своим телом", "плод является частью тела матери", "нерожденный ребенок не является человеком" и пр. Очевидно, что под видом борьбы за свободу многие организации просто извлекают материальную выгоду из индустрии убийства нерожденных детей.

Любые доводы в пользу аборта несостоятельны ни с религиозной, ни с научной точки зрения и носят скорее эмоциональный характер. С христианской точки зрения душа человека соединена с телом с момента зачатия и, следовательно, аборт является убийством, на каком бы сроке он ни проводился.

Римская Церковь, так же, как и Православная, строго осуждает аборты. Существует довольно таки влиятельное и активное католическое движение против абортов, входящее в движение Pro-life.

Доводы о том, что легализация прерывания беременности необходима для прекращения криминальных абортов не подтверждаются на практике. Криминальные аборты продолжают сосуществовать вместе с легальными, а общее число абортов и осложнений резко увеличивается.

Внутриматочные спирали и гормональные противозачаточные таблетки обладают абортивным эффектом, при их использовании оплодотворенная яйцеклетка не может имплантироваться к слизистой оболочке матки и погибает.

Многочисленные осложнения после аборта наблюдаются в 100% случаев и носят необратимый характер, вплоть до смертельного исхода: заражение крови, перитонит, потеря крови, ДВС (синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови), шоковое состояние, рак молочной железы и пр. Наиболее частым осложнением после искусственного аборта является бесплодие и постабортный синдром (ПАС) - комплекс психических осложнений, не затихающий с годами.

К отдаленным последствиям аборта относятся различные онкологические заболевания, гнойные воспаления придатков, стойкое нарушение менструального цикла, невынашивание плода (рождение недоношенных детей) и множество других. В основном по причине аборта около 20-25% супружеских пар в России и Украине бесплодны. Особенно опасен аборт для молодых нерожавших женщин. После проведения аборта женщина в любом случае не сможет родить здоровых детей.

Вопреки бытующему мнению, частота аборта не связана с экономическими факторами: связь между материальным благосостоянием семьи и количеством абортов не прослеживается. Напротив, в бедных странах семьи больше, а более богатые семьи стремятся к меньшему числу детей. Предложение конкретной материальной помощи крайне редко останавливают женщину, идущую на аборт. Наиболее богатые страны Америки и Западной Европы имеют очень высокий уровень абортов. Аборт создает благоприятную почву для развития преступности (криминализация общества), делает его более жестоким, здоровью населения и нравственности наносится непоправимый ущерб. Давая согласие на убийство, общество начинает терять всякие морально-нравственные ценности. Одно из проявлений нравственного разложения общества из-за абортов - фетальная терапия, т.е. использование частей тела и тканей нерожденных детей для омоложения богатых клиентов и для косметической промышленности.

Одна из проблем, к которым приводит распространение абортов - нарушения прав верующих. В медицинских институтах прерывание беременности должен делать каждый студент ("Книжка учета практических навыков студента V, VI курса", ВГМИ, 1988 г.). Т.е. гинекология становится запретной специальностью для всех верующих христиан.

Мнение о том, что использование противозачаточных средств является альтернативой аборту, ошибочно и не подтверждается практическими наблюдениями. Реклама контрацепции, особенно в среде подростков, приводит к увеличению числа абортов. Профилактикой абортов в современных условиях является широкая церковная проповедь, укрепление семьи, противодействие т.н. "сексуальной революции", запрещение порнографии, хорошо поставленное религиозное воспитание молодежи, издание литературы против абортов, законодательное ограничение. К сожалению, можно констатировать, что борьба против абортов волнует только Церковь. Общество абсолютно индифферентно .


2.Аборты с духовной и медицинской точки зрения

Выступление иерея Максима(Обухова) на Запорожской конференции по проблемам абортов в городе Запорожье в 1997г.

«Проблема абортов представляет из себя проблему комплексную, - медицинскую, экономическую, политическую, и, самое главное, - духовную.

Медицинскую, потому что операция по прерыванию беременности имеет многочисленные осложнения, часто злокачественного характера, очень тяжелы, долгосрочны, могут привести к смерти. После аборта женщина зачастую оказывается стерильной, а если и может рожать детей, то они появляются на свет недоношенными, ослабленными и, в свою очередь, производят больное потомство. Гинекологи иногда говорят: "Мы занимаемся двумя видами услуг - делаем аборты, а потом всю жизнь лечим осложнения от абортов".

Проблема политическая. Известно, что величайшие тираны ХХ века - Ленин и Гитлер использовали в своей политике аборты как политический инструмент уничтожения неугодных наций.

Проблема экономическая. Аборт подрывает экономику страны. Мало того, что на непосредственное производство абортов идут огромные средства, которые могли бы быть использованы в других целях, еще большие средства уходят на лечение осложнений, бесплодия, потерю нетрудоспособности и сокращение жизни миллионов женщин. И этого мало: в России, например, из-за демографического вырождения на двух работающих приходится один иждивенец. При таком соотношении общество не может обеспечить пенсионерам самый минимальный уход. Отсюда сотни тысяч стариков, лежащих в больницах без должного ухода, не имеющих средств к существованию.

Проблема духовная, суть ее в том, что никакой грех не проходит бесследно ни для самого человека, ни для его детей, ни для общества и страны в целом. Невинная кровь вопиет к Богу об отмщении, дети повторяют грехи родителей, зачастую они как бы неосознанно мстят обществу за своих убитых братьев и сестер.

Итак, что такое аборт? Для начала я постараюсь доказать истинность христианского взгляда на аборт как на убийство с научной точки зрения.

Вы, как врачи скорой помощи, постоянно сталкиваетесь со смертью и по долгу службы должны юридически ее фиксировать. Что является моментом смерти? Есть несколько критериев, отсутствие которых говорит о прекращении жизни.

Электрическая активность мозга

Электрическая активность сердца

Сердцебиение

Всем этим критериям соответствует нерожденный ребенок, причем не на поздней стадии эмбрионального развития, а на том сроке, когда мать только что узнала о беременности по прекращению обычного месячного цикла - 1 месяц.

Может возникнуть вопрос. А может быть, это еще не человек? У него есть сердце, почки, работает мозг и т. д., но это всего лишь рыбка, головастик, амеба? Может быть, это просто кусок мяса? Так вот, наука с полной достоверностью говорит нам: по генетическому составу клетки эмбриона идентичны генетическому составу взрослого. Уникальный генетический код, который определяет строение тела человека, его уникальность, неповторимость, образуется в момент слияния ядер мужской и женской половых клеток, то есть в момент зачатия. После зачатия ничто кроме воды, энергии и питания не приносится извне. Далее идет развитие уже заложенного. Зигота - одна единственная клетка, с которой началась наша жизнь, обладает свойствами человека и не существует какого-то волшебного момента, критического рубежа, когда можно сказать, что эмбрион стал человеком.

У нерожденного ребенка есть даже воля - так как сразу после зачатия он говорит "Хочу есть" посылая гормональный сигнал матери о начале беременности.

Но есть и более сильные доводы, которые относятся к духовной стороне. У каждого человека есть душа. Если Господь дал жизнь, то эту жизнь нельзя уничтожить. Ее можно только убить. Но душа останется. Научно доказано, что душа остается и существует после смерти. Так вот и души нерожденных младенцев останутся и никуда не исчезнут, родителям предстоит обязательная встреча с душами нерожденных детей.

Итак, доказано, аргументы, утверждающие, что жизнь человека начинается после зачатия несостоятельны научно. Другая группа аргументов относится к принципу "цель оправдывает средства" и выдвигается тезис о том, что есть якобы веские основания, оправдывающие убийство. Приняв такое оправдание, мы переступаем определенную нравственную черту, опасный порог, за которым следует согласие на убийство. Тем самым мы отменяем богооткровенную истину "не убий" и идем против Бога, переступаем Его Завет. Дальше, за порогом совести, остальное преодолеть будет легче.

Что же можно предложить для решения проблемы? Поскольку она имеет духовное происхождение, то бороться с абортами нужно и духовными методами. Это проповедь покаяния, христианского образа жизни, непреходящих христианских ценностей. Поэтому проблема разрешается только в христианской семье.

Я должен предупредить об одном заблуждении, касающемся данного вопроса. Существует мнение, что якобы можно бороться с абортами и болезнями, передаваемыми половым путем с помощью противозачаточных средств и т. н. "полового просвещения". Такой опыт есть на Западе. Широкое внедрение "полового просвещения" доступность контрацепции в США привели к двукратному увеличению числа абортов. Этого мало. В результате такой "сексуальной революции" Америку охватила настоящая эпидемия венерических болезней и преступлений на сексуальной почве.

Основным выразителем этого заблуждения является Международная Федерация планирования семьи МФПС (International Planned Parenthood Federation, IPPF). Эта организация входит в состав целой индустрии, получающей доходы от эксплуатации полового инстинкта и заинтересованной в гипертрофическом его проявлении. Федерация получает доходы от производства абортов, продажи противозачаточных средств. Одной из ее задач является снижение численности населения. Половое просвещение, которое проводит эта организация во время своих набегов на российские школы, иначе как развращением не назовешь. Детей обучают половым извращениям, онанизму, показывают картинки растлевающего содержания, раздают противозачаточные средства. К великому сожалению, наша страна выбрана в качестве жертвы и здесь, в России, на Украине и Белоруссии Федерация планирования семьи проводит политику снижения численности славянского населения.

Особенно прискорбно, что такая политика находит поддержку у Фонда народонаселения ООН и у наших государств несмотря на то, что все понимают, какие потери мы понесли за две мировые войны, гражданскую, ленинско-сталинские репрессии, чернобыльскую катастрофу. Общие демографические потери восточных славян в XX веке составляют несколько сот миллионов человек!

Я надеюсь, что у политиков и врачей хватит государственной мудрости не идти на поводу у секс-революционеров, контролеров над рождаемостью и что "планирование семьи" не станет частью государственной политики.

Если вернуться к главному, то что же можно сделать? Альтернативы целомудрию нет. Нет иного пути, как воздержание от половых связей до брака, соблюдения супружеской верности. Ничто не может обезопасить от абортов, разводов, венерических болезней, подростковых беременностей, кроме возврата к христианскому образу жизни. Любые попытки решить проблему иным путем обречены на провал.

Если говорить о конкретных формах работы в сегодняшних условиях, то в нашем приходе имеется некоторый опыт. 4 года назад в Москве, в приходе храма Благовещения Пресвятой Богородицы был создан Православный Медико-просветительский центр "Жизнь". Центр ставит своей задачей распространение достоверной информации о нерожденных детях и других вопросах медицины.

Мы читаем лекции старшим школьникам, где рассказываем о том, что необходимо уважать и защищать человеческую жизнь с момента зачатия, о том, что такое христианский брак. Мы совершенно уверены, что хотя бы часть детей, прослушавших такую лекцию, не будут делать аборты.

Издаем и различные печатные материалы, которые направлены на то, чтобы изменить общественное мнение в пользу христианских ценностей и объяснить, что аборт - убийство.
Очень эффективна работа с женщинами, принявшими решение об аборте. Несмотря на степень этой решительности, каждая из них нуждается в собеседовании. После собеседования ей нужно дать неделю-две на то, чтобы подумать. Многие уже не возвратятся. Такая форма работы имеет большие перспективы при сотрудничестве Православной Церкви и Здравоохранения. Конечный результат - спасенные человеческие жизни.

Довольно практичной оказывается и форма сотрудничества с врачами, которые на своем рабочем месте имеют возможность повлиять на решение женщины о прерывании беременности. Мы готовы постоянно обеспечивать их материалами, листовками, буклетами.

В Библии слово "аборт" не встречается, ни прямо, ни его синонимов. Тем не менее, из Священного писания мы можем сделать вполне ясные выводы касательно этого пагубного явления. В Ветхом Завете искусственный аборт прямо не упоминается, но есть указание на самопроизвольный аборт, происшедший по чьей-либо вине, который рассматривается как преступление: " Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках" (Исх 21, 22) .

Аборты, как таковые, в древности существовали, поскольку о них говорит Аристотель, Гиппократ, Овидий. Древние израильтятне не жили в вакууме и не могли не знать о существовании аборта. Наверняка они были распространены не только в греческо-римской цивилизации, но и среди народов, непосредственно окружавших Палестину. Тем не менее искусственный, преднамеренный, аборт не упоминается в Законе и пророках. Это говорит о том, что древнему еврею не могло даже прийти в голову уничтожать свое потомство таким чудовищным образом. И это даже при том, что иудеи нередко отсутпали от Бога, предавались идолопоклонству и т.д.

В Библии абсолютно ясно и недвусмысленно прослеживается мысль о том, что жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия.
"Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней" (Исаия 44:2).
"Ибо ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен." (Псалом 138:13-14).
"Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя" (Иеремия 1:5).
Говоря об Иоанне Крестителе: "и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей" (От Луки 1:15).
"Господь призвал меня от чрева ... И ныне говорит Господь, образовавший меня от чрева в раба Себе.." (Исаия 49:1-5).
Апостол Павел говорит: "Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатию Своею..." (К галатам 1:15).
"Не Он ли, Который создал меня во чреве, создал и его, и равно образовал нас в утробе ?" (Иов 31:15).
Исааку наречено имя прежде его зачатия: "Бог же сказал [Аврааму]: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него" (Быт., 17, 19).
Иоанну Крестителю было дано имя прежде рождения (Лк., 1, 13).
Во время Благовещения ангел Господень нарекает имя Богомладенцу прежде его зачатия от Духа Святаго: " И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус" (Лк., 1, 31).

Нет никакого сомнения, что Библия ясно говорит о том, что жизнь человека начинается с момента зачатия и, следовательно, аборт, на каком бы сроке он не производился, является убийством:
Заповедь "Не убивай" (Втор. 5, 17) вне всякого сомнения относится и к нерожденным детям.
Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. (1 Ин., 3, 15)
Если кто ударит кого железным орудием так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти (Числ 35, 16)
Человек по злобе своей убивает, но не может возвратить исшедшего духа и не может призвать взятой души. А Твоей руки невозможно избежать. (Прем. 16, 14-15)
Заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи. Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, совершавшими ненавистные дела волхвований и нечестивые жертвоприношения, и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях, и родителями, убивавшими беспомощные души, - Ты восхотел погубить их руками отцов наших. (Прем. 12, 2-6)
Вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: "мы спасены", чтобы впредь делать все эти мерзости. (Ис 7, 9-10).
"Не будете ... проливать невинной крови" (Иер. 7, 6)
Проклят, кто тайно убивает ближнего своего! (Втор. 27, 24)

Вот что (согласно Священному Писанию) должны делать христиане, когда рядом с ними убивают нерожденных детей: "Спасай взятых на смерть" (Притч. 24:11)
"Проклят, кто берет подкуп, чтобы убить душу невинную" (Втор. 27, 25). А это уже относится больше к врачам, делающим аборты.»


3.Святые отцы и Церковь об аборте
Церковь всегда осуждала аборт как убийство.
Правило 21 Анкирского собора: "Женам, от прелюбодеяния зачавшым, и истребившим плод, и занимающимся составлением детогубительных отрав, прежним определением, возбранено было причащение святых таин до кончины: и по сему и поступают. Изыскивая же нечто более снисходительное, мы определили таковым проходити десятилетнее время покаяния, по степеням установленным".

Правило 91 6-го Всел. Собора "Жен, дающих врачевства, производящыя недоношение плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умервщляющыя, подвергаем епитимии человекоубийцы".

Правило 2-е св. Василия Великого: "Умышленно погубившая зачатый во утробе плод, подлежит осуждению смертоубийства. Тонкаго различения плода образовавшегося, или еще необразованнаго у нас несть. Ибо здесь полагается взыскание не токмо за имевшее родитися, но и за то, что наветовала самой себе: поелику жены, от таковых покушений, весьма часто умирают. С сим совокупляется и погубление плода яко другое убийство, от дерзающих на сие умышленно. Впрочем подобает не до кончины простирати покаяние их, но приимати их во общение, по исполнении десяти лет; врачевание же измеряти не временем, но образом покаяния".

Правило 8-е св. Василия Великого: "… дающие врачевство для извержения зачатого в утробе, суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы".
Требник, чин исповеди: "Еда ношаху былие, во еже не сотворити отроча, или аще кая напои ложесна, еже не зачати, (здесь речь идет не только об аборте, но и о противозачаточных средствах) или яде былие, или пресытися, и изверже отроча самохотне. И егда обрящется, яко нечто сотвори, и изверже самохотне, убийца есть, и запрещается как убийца. Аще же неволею по нужде некоей изверже детища своего, едино лето да не причастится: а носящая былие, да оставит е, и да запретится шесть лет, по шестьдесятому правилу, еже в Трулле. (...) Аще же яде былие, или ино что, и отрави ложесна своя, и ктому дети не раждает, яко убийца запрещается".

В равной степени в убийстве нерожденного ребенка виновны врачи, совершающие искусственный аборт, и назначающие абортивные средства. Ответственность за убийство нерожденных детей лежит также на муже, который не препятствует совершению женой аборт, тех, кто дает советы сделать аборт, настаивает на аборте, выписывает направление на аборт, распространяет рекламу аборта и выступает за свободу аборта, производит и продает абортивные средства.

Современная церковная практика не использует длительные епитимии за убийство нерожденного ребенка. Тяжесть этого греха не различается в зависимости от срока беременности и является тяжким преступлением против Бога и человеческой жизни.
В случае самопроизвольного аборта, происшедшего по болезни или греховной неосторожности матери (поднятие тяжестей, бег, нерадение о сохранении ребенка), св. Церковью полагается совершение священнической "Молитвы жене, егда извержет младенца", которая по своему смыслу носит покаянный характер. Чтение священником "Молитвы жене егда извержет младенца" предназначено только для самопроизвольного аборта. После искусственного аборта чтение этой молитвы не имеет под собой никакого церковно-канонического основания загробной участи младенцев, не сподобившихся почему-либо св. крещения и мертворожденных, а также о том, какая должна быть за них молитва. По верованию Православной Церкви, умершие младенцы православных родителей, не сподобившиеся св.крещения, а равно и мертворожденные, у Человеколюбца Бога не будут забыты. Это верование Церкви можно видеть из того, что она чествует (29 декабря),в лике святых, четырнадцать тысяч младенцев, за Христа избиенных от Ирода в Вифлееме .

Из св. Отцов Церкви, св. Григорий Нисский, о судьбе младенцев вообще, пишет: "Преждевременная кончина младенцев не ведет к мысли, что скончавший так жизнь несчастлив, или что равен он очистившим себя в настоящей жизни всякою добродетелею; потому что Бог,по лучшему Своему промышлению,предотвращает безмерность зол в тех,которые стали бы жить во зле" (Ч.4.стр.359,изд.1862г.).

Св. Григорий Богослов говорит: "Последние (т.е. не сподобившиеся крещения по малолетству) не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены, однако же не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже и наказания" (Сл. на св Крещ.,- ч.3,стр.242-243,изд. 1889г.). Участь младенцев, умерших некрещенными, ни в каком случае нельзя назвать безнадежною. Св.Апостол Павел говорит о тех детях, у которых отец христианин,а мать некрещенная, что дети эти "святые суть"(1 Кор.7,14). Наши же мертворожденные младенцы имеют и родителей и предков православных. Кроме того,дети эти в некотором роде уже освятились во время чревоношения их матерями: нося их в своей утробе, матери их каждодневно молились, часто читали или слушали Слово Божие и соединялись со Христом Господом в таинстве Св. Причащения. А когда их матерям пришло время разрешиться ими, они с теплою верою прибегали к Божией помощи и, может быть, полагали особенный обет пред Богом, чтобы разрешение их было благополучно. Как же можно думать, чтобы дети, плод от таких родителей, погибли навсегда ? Если даже иной из них и умрет еще в утробе матерней; и тут была готовность родителей совершить над ним крещение. А Господу Богу угодны и самые намерения наши, если они святы. - Еще слышим в Евангелии слова Самого Христа Спасителя:"В дому Отца Моего обители многи суть" (Иоан. 14,2). Ужели в этих обителях не будет места для тех младенцев, которых родители были христиане, которых только не было возможности просветить св. крещением, или которые получив уже имена христианские, скончались перед самой купелью? Святая Церковь выражает прямое верование в помилование этих младенцев: "ведати подобает" (говорит она в Богослужебных книгах), "яко младенцы и непросвещенные (т.е. некрещенные) ниже в геенну пойдут" (Синакс.в мясоп.субб.). Св.Григорий Богослов говорит: "Иные даже не имеют возможности и принять дара (благодати крещения) или,может быть по малолетству, или по какому-нибудь, совершенно независящему от них, стечению обстоятельств. (Душеп. Соб. 1905., N2, стр.52-53).

Св. Ефрем Сирин пишет: "Кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того Судия сделает совершеннолетним в то же мгновение, в которое возвратит жизнь мертвецам. Младенец, которого матерь умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем,и узнает матерь свою, а она узнает детище свое. Невидавшие здесь друг друга, увидятся там,и матерь узнает, что это ее сын, и сын узнает,что это его матерь... Равными воскресит Творец сынов Адамовых; как сотворил их равными, так равными же пробудит и от смерти. В воскресении нет ни больших, ни малых. И преждевременно родившийся восстанет таким же, как и совершеннолетний. Только по делам и образу жизни будут там высокие и славные; и одни уподобятся свету, другие - тьме". ( Ч. 4, стр.105, изд. 1900).

О возможности совершать над мертвыми младенцами крещение , нарекать им имена и поминать некрещенных за литургией не может быть и речи; ибо Господь заповедал Апостолам крестить живых людей, а не мертвых (Марк. 16,16),ибо как может бездыханный труп слышать проповедь и уверовать в Того,о Котором бы ему возвещали? Св.Церковь положила 26-м правилом Карфагенского собора скончавшихся ни крестить, ни подавать им Божественных Тайн; а в толковании на сие правило сказано: "Пресвитерское бо неразумие (если бы таковое было допущено) не поможет скончавшемуся, по смерти бо крещен быв от него, несть крещен". Правило это помещено в книге "Кормчей", где находятся правила св. Апостолов и святых Вселенских и девяти поместных соборов. Остается только молитвенно воздыхать о таких младенцах к Богу в своих домашних молитвах. Для таковой цели можно порекомендовать молитву, находящуюся в синодике бывшего новгородского и петербургского митрополита Григория. Содержание ее следующее: "Помяни,Человеколюбче Господи, души отшедших рабов Твоих - младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святаго таинства крещения ! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченною Твоею благодатию" (Душеп. Соб., стр.54).

На вопрос, "как молиться о мертворожденных и вообще не сподобившихся св. крещения младенцев?" Стефан Фаворский, архиепископ Вифлеемской обители, дает такой ответ: "Получившие св. крещение будут радоваться и блаженствовать на небеси во веки, хотя бы кончину получили и нечаянную, равно не следует отвергать и тех младенцев, которые родились мертвыми и не успели быть окрещены; они не виноваты, что не получили св.крещения, а у Отца Небесного Обители многи суть, в числе коих есть, конечно, и такие, в которых таковые младенцы будут покоиться за веру и благочестие верных родителей своих, хотя сами, по неисповедимым судьбам Божиим, не получили св.крещения; так думать не противно религии, о чем свидетельствуют и св. Отцы в Синаксаре в субботу мясопустную. Молиться за них могут родители с верою в милосердие Божие; каждая мать, плачущая о таковых своих чадах, без сомнения может вопиять к Человеколюбцу Господу, следующими словами: "Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего. Господи, не лиши их света Твоего Божественного! (Из Палест. листка Вифлеем. обители).

Наконец, не должно же забывать и о себе и о том,что вина мертворождения детей может падать и на самих матерей-родильниц, не говоря уже о тех злодейках матерях, которые сознательно стараются уничтожить плод ( большею частью незаконный) и даже в последних периодах чревоношения. Вечная огненная геенна - вот достойное возмездие правосудия Божия, ожидающее нераскаянных за эти злодеяния" (Душеп.Соб. стр.54).

Св. Ефрем Сирин пишет: "Горе... любодейце, которая извела зачатый ею во чреве плод, чтобы не видел он здешнего мира; не даст Бог увидеть и ей новый век. Как она не дозволила ему насладиться жизнью и светом в этом веке, так и Он лишит ее жизни и света в оном веке. Поелику решилась она извергнуть плод свой из чрева преждевременно, чтобы скрыть его во мраке земли; то и она, как мертвый плод чрева, извергнута будет во тьму кромешную.Таково воздаяние любодеям и любодеицам, которые посягают на жизнь детей своих: Судия накажет их вечною смертию и низринет в бездну мучения, полную зловонного тления".

Впадшие в такое тяжкое прегрешение должны поспешить принести покаяние, пока есть возможность; ибо нет греха побеждающего Божие милосердие для обращающихся к Нему с верою.

Но бывают и другие обстоятельства мертворождения, вину коих нельзя не приписать матерям-родильницам: одна подняла тяжелый мешок хлеба на воз,а друга безмерно работала на уборке хлеба,- и разрешились преждевременно младенцами. Эта напилась пьяной и оступилась,- родила мертвого младенца. У той последовал выкидыш вследствие душевных потрясений, происходящих...от безумной и, может быть,неосновательной ревности к мужу.Бывают и случаи явной кары Божией за ропот на многочадие и за проклятие рода, находящегося еще в утробе.Увы! И такие безумные матери есть на свете. Вот почему мать-родильница , после рож дения мертвого младенца, должна основательно подумать - не была ли она как-нибудь прямо или косвенно причиною мертворождения, и если - по бесстрастном обсуждении этого вопроса,- окажется что-либо у нее на совести, то она должна поспешить к своему отцу духовному, исповедать ему свой грех, попросит совета для заглаждения своего греха и затем загладить свой грех добрыми делами, из коих обыкновенно рекомендуется: 1) милостыня бедным людям,у коих много детей, особенно в такие дни, как Пасха, Рождество Христово и престольный праздник ; 2) путешествие ко святым местам ( наприм., в Киев к мощам св. угодников и св. младенца,убиенного от Ирода за Христа,и почивающего в дальних пещерах Лавры); 3) усиленная домашняя молитва, сопровождаемая известным количеством поклонов, и добровольно налагаемый пост (напр. по понедельникам; о нем сказано в требнике, в чине исповеди), и 4) совершение в приходском храме литургии об оставлении грехов.

Итак, по рассуждению св. Отцов и учителей Церкви, христианские некрещенные и мертворожденные младенцы не будут терпеть наказания в будущей жизни,потому что родители уже освятили их принятием Святых Тайн, молитвами, верою и добрыми делами.

Позиция православных церквей касательно аборта не различается. Официальная позиция Русской православной церкви сформулирована в "Основах социальной концепции" утвержденной на Архирейском Соборе 2000г.:

XII.2. С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.

Об ответственности отца:

Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта.

О праве мужа расторгнуть брак:

Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака

Об ответственности врача:

Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести.

Исключительные случаи:

В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь.

4.Статус человеческого зародыша в свете богословия
Диакон Михаил(Першин)


"Бог слышит молитвы
и знает веру того,
кто еще не вызван Им
из небытия к бытию".
А.С. Хомяков.

За прошедшие десятилетия аборты стали массовым явлением; при этом медицинская наука далеко продвинулась в изучении стадий внутриутробного развития человека. Парадокс в том, что чем более человечество узнает о природе человека, тем более научное знание подводит объективного исследователя к принятию традиционных моральных ценностей. Так с точки зрения современной эмбриологии, с момента оплодотворения человеческий эмбрион — живое человеческое существо, отличное от своих родителей, которое принадлежит к роду Homo sapiens, обладает своим собственным уникальным генетическим кодом, динамично развивается, последовательно раскрывая потенции, заложенные в него природой, и которое мы вправе называть человеком на эмбриональной стадии его развития.

Тем самым все, что происходит с человеческим эмбрионом, происходит с человеком, по отношению к которому действенны все нравственные обязательства, приложимые к человеку после его рождения. Именно человеческое достоинство зачатой жизни исключает для нравственного сознания саму возможность искусственного прерывания беременности и порождает дискуссии “о юридических и этических границах допустимого”3 в экспериментах над человеческими эмбрионами, о приемлемости тех или иных репродуктивных технологий и процедур.

Человек вступает в общение с Богом в первое мгновение своего бытия. Тайна богопредстояния человеческого эмбриона — это тайна тех глубин человеческого духа, о которых знает только Бог и которые будут выявлены в имени, нарекаемом человеку после Воскресения. “Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде чем ты вышел из утробы, Я освятил тебя” (Иер 1:5). Но то, что Бог обращен к зачатой жизни, означает, что и она каким-то образом соотносит себя со своим Творцом. Отсюда следует, что благу личности должны быть подчинены и все остальные реалии нашей жизни, включая социальные отношения.

О том, что человек с момента зачатия обладает бесценным даром жизни, свидетельствует и Русская Православная Церковь в принятых на Архиерейском Соборе 2000 г. “Основах социальной концепции” (XII.1.).

На чем зиждется эта позиция? Среди аргументов, приводимых теми, кто отстаивает равноценную значимость жизни и матери, и зачатого ребенка, можно выделить четыре уровня: 1) объективные научные данные о начале человеческой жизни; 2) философская очевидность трансцендентности человеческой личности, которую невозможно отождествить с каким-либо временным отрезком человеческой жизни, а тем более редуцировать к биологии, психологии или социальному положению человека; 3) однозначность клятвы Гиппократа и библейских заповедей о недопустимости посягательств на человеческую жизнь, включая заповедь, не убий, а также иные предписания, защищающие нерожденных детей; 4) то понимание человека и его призвания, реальность которого была явлена во Христе и проходит сквозь всю историю христианства.

В последнем случае речь идет об императивности новозаветной антропологии, в которой призвание человека осмысляется в категориях богообщения и преображения всей жизни во Христе. Апостол Павел писал об этом так: “Мы же все <…> взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа” (2 Кор 3:18). Здесь чудовищность умерщвления человека на любой стадии его жизни определяется не только запретами Библии, но и той мерой благодатной жизни, которая могла бы быть ему дарована в таинствах Церкви, но от которой его отлучает насильственная смерть.

Независимо от того, принимаем ли мы антропологию и этику христианства, при работе с пациентами надлежит учитывать последовательность этой позиции, ее исходные данные и богословскую строгость. Это тем более важно, что значительная часть населения России в тои или иной степени соотносит себя с православием.

В нашей лекции мы не будем затрагивать вопрос о том, каким предстает статус эмбриона человека в каноническом праве Церкви. Ответ на него в целом известен: аборт приравнивается к убийству. Также мы не будем вступать в дискуссию о времени вселения души в человеческий зародыш; отметим лишь, что при всем разбросе мнений, значительная часть христианских мыслителей, среди которых достаточно назвать имена святителя Григория Богослова и преподобного Максима Исповедника, отстаивала единомоментность зачатия и одушевления человеческого существа. Как определяется личность? С какого момента можно говорить о личностном бытии человека? Что это означает для медицины? Ответы на эти вопросы позволят нам выявить антропологическое измерение Нового Завета, понять логику церковной позиции в области биомедицинской этики и более ответственно подходить к пониманию врачебного долга.

Следует отметить, что задолго до появления современных научных знаний и технологий, восточнохристианское богословие постулировало, что зародыш обладает статусом уникальной человеческой жизни.

Исходя из совершенно иных оснований, из откровения Бога о Себе как Боге троичном в Лицах, исполненном любви к Своему творению, о неповторимости и личностном бытии каждой зачатой человеческой жизни свидетельствуют христианские мыслители и богословы, начиная от Евангелистов и кончая ныне живущими подвижниками веры и благочестия, упомяну здесь лишь митрополита Антония Сурожского, по образованию врача, а по образу жизни — апостола и святителя.

Итак, почему же с таким трепетом к эмбриону человека относится христианская мысль?

Первые свидетельства о личностном статусе зачатой жизни мы находим в самом начале Евангелия от Луки.

По свидетельству Евангелиста Луки, архангел Гавриил, возвещая престарелому священнику Захарии о рождении от него сына Иоанна, говорит ему о том, что Иоанн “Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей” (Лк 1:15). Во исполнение слов архангела Гавриила неплодная жена Захарии Елисавета зачала и стала ожидать рождения сына. Через шесть месяцев после этого архангел Гавриил является Деве Марии и благовествует Ей о чудесном рождении от Нее Мессии Иисуса. В подтверждение своих слов архангел Гавриил ссылается на уже имеющую место шестимесячную беременность Елисаветы. Поскольку неплодная Елисавета была дальней родственницей Марии, Та приходит к ней, чтобы поздравить ее с долгожданной беременностью. Так вот, когда Дева Мария пришла к Елисавете, исполнилось пророчество архангела Гавриила о том, что сын Елисаветы, Иоанн, еще до рождения будет осенен благодатию Святого Духа. Евангелист Лука пишет об этом так: “Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?” (Лк 1:41–43). Но коль скоро младенец взыграл, то есть откликнулся на приближение Господа, значит, еще до рождения человек таинственным образом способен к общению с Богом, а общение с Богом всегда личностно. С христианской точки зрения, этот эпизод служит одним из аргументов в пользу того, что нерожденный ребенок не бездушен и не безличностен, и аборт — убийство.

Но в данном случае речь идет о 6 месяцах. Однако в этом же эпизоде же мы убеждаемся в том, что согласно Евангелию от Луки о личностном бытии новой человеческой жизни следует говорить с первых дней ее существования.

И здесь нам необходимо ответить на вопрос о том, сколько времени прошло от явления архангела Гавриила Деве Марии с вестью о боговочеловечении до встречи Марии и Елисаветы? При ответе на этот вопрос следует учитывать два обстоятельства:

- Мария без промедления, как пишет Лука, с поспешностью, приняв волю Божию о чудесном рождении от Нее Мессии, едва отошел от Нее Ангел, встала и пошла в нагорную страну, в город Иудин.

- Как отмечают комментаторы, “Иудея названа по традиции нагорной страной, ср. Нав. 20:7, 21:11 и также у Иосифа Флавия, хотя Галилея была не менее гористой. Путь от Назарета составлял 80—100 миль и должен был занять 3 — 4 дня. Поспешность (spoud) Марии выражает Ее готовность скорее исполнить повеление ангела.”.

Поскольку же Елисавета именует Деву Марию “Матерью Господа моего”, а все комментаторы сходятся в том, что Господом здесь именуется Христос, то приходится согласиться с тем, что коль скоро Мария — Мать, то у Нее есть Сын и это Сам Господь. Но Бог, согласно библейской традиции, — Личность, а стало быть, личностно и бытие человеческой природы Сына Божия после Его воплощения и вочеловечивания.

Согласно самой сути христианской веры, воплотившись, Слово Божие последовательно воспринимает всю полноту человеческой природы, исключая греховные наклонности, пристрастия, похоти и т.д. Но вся полнота человеческой природы во Христе предполагает и все возрасты человеческой жизни. Иными словами, с точки зрения православной антропологии, в понятие человеческой природы заложены не только все ее силы, свойства и способности человека, но и все стадии его развития. Поскольку же Христос “всего человека исцелил”, поскольку Сын Божий подлинно вочеловечился, значит, Он должен был воспринять и все возрасты человеческой жизни.

Здесь возможно возражение: не может ли эмбриональная стадия развития человека быть греховным проявлением человеческой жизни после грехопадения? В данном случае Христос не должен был бы воспринимать эту стадию, поскольку в Нем не было греха. Книга Бытия исключает такую возможность: заповедь “плодитесь и размножайтесь” (Быт 1:28) дана в Эдеме до падения Евы и Адама и является не проклятием, а благословением (там же). Стало быть, возрастание человека из клеточки — естественный закон существования “всякой плоти”. Следовательно, в поступательном приобщении Богу тварной человеческой жизни эмбриональная стадия развития человека не была исключена Словом из совокупности признаков того, что означает “быть человеком”.

Итак, согласно евангелисту Луке через три-четыре дня после Благовещения Дева Мария именуется Матерью Господа, а младенец Иоанн откликается на Его приближение. Согласно данным современной эмбриологии 3–4 день это время, когда эмбрион еще не закрепился в стенке матки. Еще не закрепился, но уже является абсолютно отдельным существом, с уникальным геномом и т.д. Евангелие свидетельствует нам о том, что у этого 3-х-дневного эмбриона Богочеловека уже есть богочеловеческая личность. Причем, не будущая, не потенциальная, но уже реально присутствующая, бытийствующая и именно так воспринимаемая Елисаветой, которая была в тот момент осенена Святым Духом. И мы, не кощунствуя, можем на языке строгого богословия, говорить о Предвечном, Вездесущем и Всемогущем Боге, Который после воплощения прошел и стадию эмбрионального развития человеческой жизни, и на этой стадии бытие человеческой природы Христа было личностным бытием.

Но если это верно в отношении Христа, личность Которого является богочеловеческой, то можем ли мы говорить о том, что это справедливо и для обычного человеческого эмбриона? При ответе на этот вопрос необходимо исходить из того, что во Христе был явлен образ подлинно человеческой жизни. Все христологические догматы отстаивают истинность Его вочеловечения. Ибо только благодаря этому мы спасены. Нет такого возраста или природного свойства человека, которым не найдется места в воскресении, ибо человеческая природа во всей целокупности была воспринята воплотившимся Богом. Отсюда понятны вдохновенные слова архиепископа Иоанна (Шаховского): “человечество Иисусово — это Дом, в котором всех встречает Бог”. В противном случае, если Он имел иное устроение, нежели люди, Он не нам приобщился, а чему-то иному, не вочеловечился, а “воинопланетянился”, а стало быть, и спас не нас, а тот природный конструкт, в котором отсутствовали какие-либо человеческие свойства.

В этом случае христианство утрачивает всякий смысл. Но опыт общения с Богом, даруемый в таинственной жизни Церкви, убеждает христиан в обратном: спасение свершилось. Значит, не имея греха, Христос имеет всю полноту человеческой природы, включая совокупность возрастов. А это означает не только то, что в момент творения человека Бог создал его таким, чтобы в перспективе грехопадения, из вечности, Им видимой, Он смог Сам воплотиться и вочеловечиться. Это означает, что человек изначально был сотворен по образу Христа. Сообразность нас Христу, означает и сообразность Спасителя нам. Все, что наличествует в Нем в образе Его человеческого бытия, должно иметь место и в нас. Стало быть, если Ипостась Бога Слова от момента Благовещения соединяется вначале с одной, а затем по мере возрастания и со всеми клеточками человеческого тела Спасителя, а Он является образом истинной человеческой жизни, то и в нас человеческая ипостась, или личность, присутствует от момента оплодотворения яйцеклетки.

Вот что говорит об этом преподобный Иоанн Дамаскин: “Что ипостась Христова одна, мы узнаем вот откуда. Начало существования всякого зародыша есть семя, ввергаемое бразуется зародыш. Одна ипостась семени и материнских кровей, образующих в ней плоть, и зачатие семени. А зачинает женщина от соития с мужем внедряемое им семя, и оно есть ипостась зародыша. Так что же зачала Святая Дева? Плоть? Значит плоть не от Нее — ведь женщина не зачинает сама от себя. Так что же зачала? Слово Божие? Ибо Дух Святой посредствовал вместо соития и осенил Ее, и был зачат Сын и Слово Божие и Сам стал плотью, одушевленной разумной и мыслящей душой, и Сам, словно Божественное семя, стал ипостасью для плоти, одной ипостасью двух природ, Божества и человечества”. Не вынося суждений о времени одушевления эмбриона, он однозначно свидетельствует о том, что:

Человеческая жизнь, как собственно человеческая, начинается от момента оплодотворения.

Зачатый зародыш являет собой ипостасное бытие человека на самой ранней стадии его развития.

Это верно и в отношении Боговоплощения, исключая образ зачатия — не естественный, а чудесный, бесстрастный, наитием Духа от Отца Небесного.

Аналогично, исходя из догмата богочеловечества Христа, рассуждает и современный православный богослов и подвижник митрополит Антоний Сурожский.

“Мне кажется, — говорит он в одном из своих интервью, — что в той стране, где аборт узаконен, никто, начиная с правительства и кончая обыкновенным обывателем, не имеет права говорить о том, что жизнь человека является святыней, потому что аборт — это убийство.

Говорить о том, что можно совершать аборт в какой-то момент до того, как зародыш уже видимо принимает образ ребенка, тоже не выход из положения, во всяком случае, для верующего. Можем ли мы сказать, что когда Божия Матерь зачала Спасителя Христа, то до какого-то момента — до 14, 18, до 28-й недели — Он не был человеком и не был рождающимся Богом? Нет, в момент зачатия зародыш ребенка уже является человеком, его уничтожение является убийством человека. И на это надо смотреть прямо и серьезно, никакого извинения в этом отношении нет.”

Для медицинской этики здесь важно то, что личностная подоснова присутствует в человеке независимо от того, насколько в нем наличествует полнота его природы. Прошло ли мгновение от момента зачатия, достиг ли человек расцвета своих сил или подошел к пределам старости — он всегда не только что, но и кто. Даже если его природа деформирована, даже если он обречен на гидроцефалию или старческое слабоумие — от все равно человек. И любое медицинское вмешательство затрагивает жизнь человека, наделенного в своих глубинах личностным бытием. Отсюда понятно, почему с позиций биоэтики аборты, равно как и эвтаназия зачеркивают жизнь не неразумного животного (конгломерата клеток), но человека, пусть и в начале или конце его пути.

Еще семьдесят лет назад в Европе нельзя было сильнее оскорбить врача, чем предположив, что он способен произвести аборт: «Вы на все пойдете за деньги. Быть может, даже на убийство нерожденных”. Один из врачей все еще ухмылялся, но лицо его пожелтело. Другой визгливо и резко крикнул: “Помните, с кем говорите!». Этот диалог из детектива Честертона показывает, что на Западе считалось нормой вплоть до середины XX столетия и что — крайней степенью падения врача.

Точно также относились к подобным медикам и в СССР. Но в наши дни речь идет не только о деньгах. После легализации абортов многих тянет преступить заповедь «не убий», именно потому, что это можно совершить безнаказанно. Жизнь эмбрионов приносится в жертву острым ощущениям. Федор Михайлович Достоевский писал об этом в романе “Преступление и наказание” так: “Нет, батюшка Родион Романыч, тут не Миколка! Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с, когда помутилось сердце человеческое; когда цитируется фраза, что кровь «освежает»; когда вся жизнь проповедуется в комфорте”, — говорит Раскольникову следователь Порфирий Петрович. И здесь практика ставить эксперименты на эмбрионах смыкается с мироощущением самых диких и мрачных религиозных культов, с сатанистскими жертвоприношениями.

Хотим ли мы предупредить медиков о том, что те муки, на которые они обрекают человеческие эмбрионы, имею сатанинскую изнанку? Да, ибо все мы предстанем Суду Божию. Но что делать, если человек понимает, что уже ошибся? В жизни каждого человека наступает момент истины, когда все содеянное им предстает в подлинном свете и требует нравственного осмысления и покаяния в том, что нарушало волю Божию. Но как исправить прошлое? Как сделать бывшее небывшим? Христианство знает ответ на этот вопрос. Для этого нужен внутренний переворот. На языке Евангелия — переворот покаянный. Покаяние (греческое мета-нойя) буквально означает перемену ума. И в этот момент важно помнить о том, что Бог есть любовь, принимающая в свои объятия любую, даже самую омраченную душу, если только она, подобно разбойнику на Кресте, припадает ко Христу с мольбой о милости и спасении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заканчивая сбор материалов по теме абортов, меня, как юриста, заинтересовала проблематика абортов в свете Уголовного кодекса Украины.

Церковь признает аборт, как умышленное убийство человека группой лиц – как минимум женщина и врач. Ибо под человеком Церковь подразумевает и эмбрион человека. «Тот, кто будет человеком, уже человек», выразил мнение Церкви раннехристианский писатель и теолог Тертуллиан.

Современный Уголовный Кодекс Украины (в дальнейшем по тексту-УК) содержит только одну статью касающуюся абортов. Это ст.134 УК – незаконное проведения аборта.

Из одного определения понятно, что наказанию подлежат только лица производящие незаконный аборт. Незаконность аборта определяет то, что лицо его производящий не имеет специальной медицинской подготовки либо не имеет ее вовсе. Объектом данного преступления, является здоровье беременной женщины. Как видно о плоде ничего не говорится. Квалифицированным составом данного преступления является нанесение вреда здоровью женщины, в том числе в виде безплодия или ее смерти. Вот и все.

Кроме того в УК имеется ст.117 – умышленное убийство матерью своего новорожденного ребенка. Хотя из определения состава этого преступления явствует, что наказание наступает за лишение жизни уже родившегося человеческого существа.

Подводя итог можно уверенно констатировать, что наше государство не дает защиту человеческому созданию от момента его зачатия до момента его рождения и тем самым поощряет производство законных абортов.

Привожу выдержку из директивы Рейхсляйтера М. Бормана, адресованной Рейхсминистру восточных оккупированных территорий А. Розенбергу (1942г.):

«если женщины и девушки на оккупированных восточных территориях производят аборты, то мы должны это только приветствовать. Немецкие юристы не должны против этого возражать. По мнению фюрера, следует допустить в оккупационных восточных областях интенсивную торговлю противозачаточными средствами, так как мы не заинтересованы в росте ненемецкого населения…».

Верной дорогой идем, товарищи?
Занавес.

Александр Романовский. 2010 год.


Литература
1)Хомяков А.С. Церковь одна// Соч. в 2-х тт. М., 1994. Т. 2, с. 5.
2) Библия
3) Псалмы
4) Евангелос Леккос. Аборты. Центр "Жизнь", 1997
5) Священник Александр Захаров. "Слово об абортах", СПБ, 1997
6) Dr. And Mrs J.C. Willke. "Abortion. Questions and answers". 1985. Library of Congress Card Catalog #85-060144
7) Dr. And Mrs J.C. Willke. "Handbook on abortion". 1971
8) Maureen Long "Birthright?" Abortion. Religious aspects. Christianity. UK, Triangle SPCK
9) Валерия Протопапас "Аборты, икономия и "тяжелые случаи". Центр "Жизнь, 1998.
10) Клятва Гиппократа.
11) Джордж Грант "Ангел смерти" Биография основательницы "Ассоциации Планирования Семьи" Маргарет Зангер (Сокращенный перевод с английского) Изд-во "Просветитель"
12) Справочник врача женской консультации Минск, Беларусь, 1983
13) Оперативная гинекология. М. Мед. 1990
14) Акушерство М. 1957
15) Неотложные состояния. Под ред. Чазова
16) Секретные планы нацистов в Восточной Европе. Нью-Йорк, 1961
17) Силуянова И.В.. Современная медицина и Православие.
18) Аристотель. Политика
19) Римский Папа Иоанн П. II. Humanae vitae.
20) Шабад Т. Медобозрение 1911 № 2
21) Стенограмма XII Пироговского съезда. "Русский врач". 1913, № 28) Зеньковский В.В. прот. История русской философии. Париж, 1950.
22) Либерман Я. Изгнание плода. Терапевт. Обозрение 1914, № 5.
23) Соловьев З. Аборт. М. 1970
24) Каноны, или книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных.
25) Даллин А. Немецкое правление.
26) "Нравственное богословие для мирян". ( Протоиерей Евгений Попов. СПБ 1901.)
27) Катунский Э. Мед. беседа. 1900 № 7.
28)J. Wulff. M. Borman Hitler shaffen. Get. 1963u. S.101
28) Сайт Orthomed.ru
g

Дата: 30.04.2016 Автор: Александр Романовский
Источник:
ТОП 10 Авторы
Сергей Комаров (2)
Ольга Буруто (1)
Брагин Валерий (1)
о.Валентин Макаров (3)
Владимир Трандафилов (2)
Виталий Шпакович (2)
Екатерина Выхованец (3)
Роман Концевой (2)
Анонимные авторы (3)
Валерий Дубинский (1)
Все авторы
ТОП 10 Публикации
ХРИСТОС УМЕР ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НАША ЖИЗНЬ СТАЛА ДРУГОЙ
СВИДЕТЕЛИ НАШЕГО ХРИСТИАНСТВА
ТОСКА ПО НЕБЕСНОМУ ОТЕЧЕСТВУ И «УСПЕШНЫЕ ХРИСТИАНЕ»
ЗАВЕЩАНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ВЕРУ В ХРАМЕ - ВОЗЬМИТЕ ЕЕ НА РАБОТУ
«СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ» – ЭТО НЕ Я, А ЦЕРКОВЬ
ПРАВОВЕРИЕ НИКОГДА НЕ ЗАМЕНИТ ЛЮБВИ
В ЦЕРКВИ НУЖНО СЕСТЬ ЗА ПАРТУ И УЧИТЬСЯ
КТО ГЛАВНЫЙ?
МЕСТО ВСТРЕЧИ СО ХРИСТОМ
ПИСЬМО ХРИСТА И АПОСТОЛОВ
ЧУДО НАШЕГО ВОСКРЕСЕНИЯ
ОДЕЖДЫ БОГА И ЧЕЛОВЕКА
СВЯТОЙ ДУХ И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ В ЦЕРКВИ
ИСПОЛНЯЕМ ЛИ МЫ ПОВЕЛЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ?
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И ЧУВСТВА ХРИСТИАНИНА
ПАСХА - ПОДАРОК НЕЗАСЛУЖЕННЫЙ
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА - СУД ПРЕЖДЕ СТРАШНОГО СУДА
ИСТИННАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕЕ ДВОЙНИК
КАК ХРИСТИАНЕ СТАНОВЯТСЯ ХРИСТИАНАМИ?
ВОЗМОЖНО ЛИ РАДОСТНОЕ ПОКАЯНИЕ?
О НЕЧИСТОТЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ
ЖИЗНЬ - ПРОПОВЕДЬ - ЖИЗНЬ
БЕЗ НАДЕЖДЫ НА БОГА ЖИТЬ НЕВОЗМОЖНО
МЫ ЧАСТО ЗАБЫВАЕМ, ЧТО НАШ БОГ – ПРОПОВЕДНИК
В ЦАРСТВИИ БОЖИЕМ ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
ПЕЧАТЬ АПОСТОЛЬСТВА В НАШЕЙ ЖИЗНИ
ПОЧЕМУ У НАС ПРОБЛЕМЫ С ДУХОВНЫМ РОСТОМ?
СТРАШНЫЙ СУД ВНУТРИ НАС
ПОКАЯНИЕ – УНИЧТОЖЕНИЕ ПРЕГРАД НА ПУТИ К ХРИСТУ
ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ И СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
ТРИОДЬ ПОСТНАЯ — ПРОВОДНИК ПО ВЕЛИКОМУ ПОСТУ
ОТВОРИТЕ ДВЕРИ ХРИСТУ
ГРЕХ ПРОТИВ БЛИЖНЕГО – ЭТО ВОССТАНИЕ ПРОТИВ БОГА
БИБЛИЯ И ДОСТОЕВСКИЙ О ПРИРОДЕ РЕВОЛЮЦИИ
СТАРЫЙ МОСТ
РЕЛИГИЯ ЕДЫ ИЛИ ОТКРОВЕНИЕ ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО?
НИ ТО НИ СЕ
САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ ХРИСТИАН ВСЕХ ВРЕМЕН
ВЕЛИКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОЛДОСА ХАКСЛИ
ПОЧЕМУ МЫ ОСУЖДАЕМ БЛИЖНИХ?
ГЛАВНОЕ, О ЧЕМ НАПОМИНАЕТ ЦЕРКОВЬ
НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ДВУХ ДОРОГ, ИЛИ КАК ПОВЕРИТЬ В БОГА
ЧТО Я ГОТОВ СДЕЛАТЬ РАДИ ХРИСТА?
ХРИСТИАНСТВО И СПОРТ
ДАНИЇЛ - УКРАЇНСЬКИЙ МУЧЕНИК ЗА ВІРУ ПРАВОСЛАВНУ
КТО Я В РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ?
РОЖДЕСТВО БЕЗ РОК-Н-РОЛЛА
ГЛАВНЫЙ ВРАГ РОССИИ
СЫН ВСЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
СУЕТА — ЭТО ОТСУТСТВИЕ ДОБРОЙ ЦЕЛИ
ВЕРА АВРААМА И ВЕРА НАША
ГОСПОДЬ СОТВОРИЛ АДАМА И ЕВУ, А НЕ АДАМА И СЕВУ
ДЛЯ ЧЕГО НАМ ЦЕРКОВНАЯ МОЛИТВА?
НЕЖДАННАЯ МИЛОСТЬ
СЛАДОСТЬ И ГОРЕЧЬ СЛОВА БОЖЬЕГО
УЗЫ ХРИСТОВЫ И ОКОВЫ ГРЕХА
ВОЛХВЫ
ЦЕРКОВНОЕ ЗДАНИЕ И ЕГО КАМНИ
В КАНУН РОЖДЕСТВА
ОГОНЬ, ВОДА И МЕДНЫЕ ТРУБЫ
КАК НЕ ПОГИБНУТЬ ОТ ПРАЗДНОСТИ
ГРЕХ - УБИЙЦА ДУШИ
БЕГСТВО ОТ ГРЕХА ИЛИ ОТ ПРОБЛЕМ?
ОТ ПИСАНИЯ К БЫТИЮ, ОТ БЫТИЯ К ПИСАНИЮ
СПАСАЕМСЯ ЛИ МЫ ВЕРОЙ ВО ХРИСТА?
СЛОВО СПАСАЮЩЕЕ И ОБВИНЯЮЩЕЕ
НЕНАСЫТИМОСТЬ СВЯТЫХ И «ГЛУБИНЫ САТАНИНСКИЕ»
У КАЖДОГО СВОИ «ТАРАКАНЫ», ИЛИ ЖИЛЬЦАМ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ПОСВЯЩАЕТСЯ
«НАПЕЧАТЛЕНИЕ» ОБРАЗА ХРИСТОВА - ЦЕЛЬ НАШЕЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
ИСТИННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В РАЙ И БАБЬИ БАСНИ
ЕВАНГЕЛИЕ, КОТОРОЕ МУЧАЕТ
ПУТЬ
МИЛОСТЫНЯ – ЦАРИЦА ДОБРОДЕТЕЛЕЙ
НЕИЗМЕННАЯ БЛАГОДАТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ
«ВЫЙДИТЕ ИЗ СРЕДЫ ИХ И ОТДЕЛИТЕСЬ», ИЛИ ИМЕЕТ ЛИ ХРИСТИАНИН ПРАВО НА НЕНАВИСТЬ
ФАРИСЕЙ
СТАНЕМ ПРИБЕГАТЬ К ПОМОЩИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ!
УЙТИ В ПУСТЫНЮ С ПРЕПОДОБНЫМ СЕРГИЕМ, ИЛИ ОДИН ДЕНЬ РАЗМЫШЛЕНИЙ В ПРИСУТСТВИИ СВЯТОГО
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ И ГРИГОРИЙ ПАЛАМА - КОРЕНЬ РУСИ И ПЛОД ВИЗАНТИИ
«ВОТ, ТЕПЕРЬ ВРЕМЯ БЛАГОПРИЯТНОЕ» – НАЧНЕМ СПАСАТЬСЯ С СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ
MEMENTO MORI, ИЛИ ЦИФЕРБЛАТ БЕЗ СТРЕЛОК
СВЯТОСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ: КАК ИДТИ ПО СТОПАМ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
КАК ЗОВУТ НАШЕГО БОГА, ИЛИ ЭРА ЛИЧНОСТНОГО БОГООБЩЕНИЯ
ЧТО СКРЫТО В СЛОВАХ ПИСАНИЯ: О СОКРОВИЩЕ В ГЛИНЯНОМ СОСУДЕ
ПРОПОВЕДЬ ЕВАНГЕЛИЯ И САМОПОЗНАНИЕ
ЧТО БЫ СКАЗАЛ АПОСТОЛ ПАВЕЛ РУССКОМУ ЧЕЛОВЕКУ?
«ЧУДО С ВОЛОСАМИ», ИЛИ О КРЕПКОЙ ВЕРЕ ЛЫСОГО И ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ
МУЗЫКА ГОВОРИТ О БОГЕ. И О ЧЕЛОВЕКЕ
ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ - ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО? ПЕРЕЧИТЫВАЯ ШОПЕНГАУЭРА
НАРОД СПИТ - СЛУЖБА ИДЕТ
НИКТО НЕ ЛЮБИЛ ХРИСТА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОНА. К УСПЕНИЮ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ЧТО ЗНАЧИТ «СТРАХ БОЖИЙ» – РАЗВЕ БОГА НУЖНО БОЯТЬСЯ?
ПРЕПОДОБНАЯ ОЛИМПИАДА АРЗАМАССКАЯ И КИЕВСКАЯ
СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ АЛЕКСИЙ БОРТСУМАНСКИЙ: К СВЯТОСТИ ЧЕРЕЗ ПРЕСТУПЛЕНИЕ
БЛАГОСЛОВЕНИЕ СТАРЦА, ИЛИ ИРОНИЯ СУДЬБЫ
МОИСЕЙ УГРИН: ПОЛНАЯ ПОБЕДА НАД БЛУДОМ
ГРЕШНО ЛИ РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ?
ВЫСОКАЯ ЗЕМЛЯ, ИЛИ КОМУ НА ВАЛААМЕ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО
В ПОИСКАХ МНОГОЦЕННОГО ЖЕМЧУГА
РУКИ ПРОЧЬ ОТ БАБУШЕК!
ПЕТР И ПАВЕЛ - ПОДВИГ ЛЮБВИ
«ВСЕГДА ИЩИТЕ ДОБРА» – НОВАЯ КНИГА ОБ АПОСТОЛЬСКИХ ПОСЛАНИЯХ
ДУХОВНОМУ ОТЦУ
ПАСХАЛЬНАЯ НОЧЬ 1992 ГОДА
МУЖАЙТЕСЬ, СЛАВЯНЕ !
СЛОВО АВТОРА
ЧТО АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ СОВЕТУЮТ ДЕЛАТЬ
ПУТИ СВЯТОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ГОЛОС КАК ТАЙНА ДУШИ. ПАМЯТИ МАЙИ КРИСТАЛИНСКОЙ
ПОЕЗД И НЕМНОЖКО ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО
ЧТО ЭТО ЗА ПРИДУМАННЫЕ "ПРЕДАНИЯ СТАРЦЕВ"
ПРОИГРАННАЯ ВОЙНА, ИЛИ ГРЯЗНЫЙ ПАРЕНЬ С ВОКЗАЛА, ЕДВА НЕ СТАВШИЙ МОНАХОМ
ЧТО ТАКОЕ СОБСТВЕННАЯ ПРАВЕДНОСТЬ И ВОЗМОЖНО ЛИ ПРИОБЩИТЬСЯ ПРАВЕДНОСТИ БОЖЬЕЙ
НЕУЗНАВАНИЕ ХРИСТА - ВЕЛИЧАЙШАЯ ДРАМА В ИСТОРИИ МИРА И В ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА
ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПАСХИ
СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА, КОТОРУЮ БОИШЬСЯ И ЖДЕШЬ
О ПОКЛОНАХ И ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ
О ГРЕХЕ АБОРТА
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ И СУДЬБА ЦЕРКВИ: К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ПРИЧАСТИЕ РАЗ В ГОД
ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ХРИСТОВЫМИ
БИБЛИЯ О ДАРЕ "ЯЗЫКОВ" - ВЛАДЕНИИ ИНОСТРАННЫМИ ЯЗЫКАМИ БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНЫЕ СЛОВА АПОСТОЛА ПАВЛА: КАК ВЕРНО ИХ ПОНЯТЬ
ЗАГАДКА НОЧНОГО УБИЙСТВА
ПРОЩАЙТЕ МИССИОНЕРАМ
ПОЧЕМУ ЗДОРОВЬЕ - НЕ ВАЖНО
ПОЧЕМУ ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ПОДАВАТЬ МИЛОСТЫНЮ
ВЕРНЫЕ ДО КОНЦА
ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ 1-Ю ВЕЛИКОГО ПОСТА, ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ
РАЗМЫШЛЕНИЕ О ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДИ
КАКОЙ ВРЕД ОТ МНОГОСЛОВИЯ
МЯГКАЯ ГОЛОВА И ЖЕЛЕЗНАЯ ЭПОХА
ВЕЛИКИЙ ПОСТ И РАЗГУЛ ВНЕШНЕГО БЛАГОЧЕСТИЯ
О ПРОСТОТЕ ПИСАНИЯ И ЛУКАВСТВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ
ПОЧЕМУ ХРИСТА НАЗЫВАЛИ НАЗОРЕЕМ
ЭКЗАМЕН НА ХРИСТИАНСТВО
БОЙ НА ПОДСТУПАХ К МОНАСТЫРЮ
ТЕСТ НА ЖЛОБСТВО, ИЛИ О "СВЯЩЕННИКАХ НА МЕРСЕДЕСАХ"
ЧТО ЧИТАТЬ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ
НУЖНЫ ЛИ НАМ ТРИ СВЯТИТЕЛЯ?
ПРАВОСЛАВНЫЕ ВЕРУЮЩИЕ: ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ ИЛИ АНТИРЕКЛАМА ЦЕРКВИ?
ВЕЛИКИЙ ПРОПОВЕДНИК, ЗАБЫТЫЙ НАМИ
ВСЕ ЛИ МОЖНО ЕСТЬ ХРИСТИАНИНУ? ЧАСТЬ 2
ВСЕ ЛИ МОЖНО ЕСТЬ ХРИСТИАНИНУ?
ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ: КТО БУДЕТ СУДИТЬ НАШ ВЕК
ОСОБОЕ ВРЕМЯ
ЗАДАТЬ ВОПРОС БОГУ И… УСЛЫШАТЬ ОТВЕТ
ОБРАЗ ЗАКВАСКИ В БИБЛИИ – ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ НЕГАТИВНЫЙ?
ПОЧЕМУ БИБЛИЮ НУЖНО ИЗУЧАТЬ, А НЕ ПРОСТО ЧИТАТЬ?
ЧИТАТЬ ВСЕМ, У КОГО ГРИПП
ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ, И БОГ НЕ УШЕЛ В ОТПУСК
«Я СМОТРЮ НА НЕГО, А ОН НА МЕНЯ, И НАМ ХОРОШО ВМЕСТЕ»
ОСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ
МУДРОСТЬ
К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ПРАЗДНОСЛОВИЕ?
ПЛАНЕТА ОБЕЗЬЯН. СКОРО НА УЛИЦАХ ВАШЕГО ГОРОДА?
ПРП. ИОАНН МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ И СТРАСТЬ, ОТ КОТОРОЙ НУЖНО БЕЖАТЬ
МЫСЛИ О КАТЕХИЗАЦИИ НА ПРИХОДЕ
МОГУТ ЛИ МИРЯНЕ ПРОПОВЕДОВАТЬ В ХРАМЕ?
КАК СОСТАВИТЬ СОВРЕМЕННУЮ И АКТУАЛЬНУЮ ПРОПОВЕДЬ НА ЖИТИЕ ДРЕВНЕГО СВЯТОГО
«ПРАВЛАЙФ-ВСТРЕЧИ В ЛАВРЕ»: О ЧЕМ РАЗГОВАРИВАТЬ ПРАВОСЛАВНЫМ?
ВОЙНА ВСКОЛЬЗЬ, ИЛИ КРАЕШЕК ПРАВДЫ О СУДЬБАХ ЖИВОТНЫХ И ЛЮДЕЙ
СТРОГИЕ РЕВНИТЕЛИ ЦЕРКОВНОГО ПРЕДАНИЯ МОГУТ БЫТЬ ЯРЫМИ ГОНИТЕЛЯМИ ХРИСТА
СТИХОТВОРЕНИЕ
БЛАГОРОДНОЕ ЭТО ДЕЛО...
ДОБРОЕ СЛОВО О ДОБРОМ ПАСТЫРЕ. ВЗГЛЯД НА СЛУЖЕНИЕ ПРОТОИЕРЕЯ АНДРЕЯ ТКАЧЕВА В УКРАИНЕ.
РАССКАЗ О КНИГЕ, КОТОРАЯ ГОВОРИТ
АФОН ВЫНУЖДАЕТ К СВЯТОСТИ. ЗАМЕТКИ ОБ АФОНЕ
ЗНАМЕНИЯ И ЧУДЕСА: ВО ЧТО МЫ ВЕРИМ?
ТЕЛЕСКОП И СКРИПКА СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
ПЕТР И ПАВЕЛ — ДВЕ ПРЯМЫЕ, ПЕРЕСЕКАЮЩИЕСЯ ВО ХРИСТЕ
ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ НЕ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ ЖЕНЩИН НОСИТЬ БРЮКИ?
ЗАЧЕМ ЦЕЛОВАТЬ РУКУ СВЯЩЕННИКУ?
МЫСЛИ ОБ ОТНОШЕНИИ К СЛОВУ
СОВРЕМЕННАЯ МИССИЯ ЦЕРКВИ
ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО
ЗАПИСКИ
«НАМ ЕСТЬ, ЧТО СКАЗАТЬ МОЛОДЕЖИ — МЫ ПОМНИМ СВОЮ «ВЕСЕЛУЮ» ГРЕХОВНУЮ МОЛОДОСТЬ»
О НРАВСТВЕННОМ ВЫБОРЕ
КАК ПОБЕДИТЬ ОДИНОЧЕСТВОМ
ЧЕМ ХРИСТИАНСКОЕ ОБЩЕНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ МИРСКОГО?
БОГАТСТВО, ДАННОЕ БОГОМ, – ЭТО КАКОЕ?
ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ АЛЕКСАНДРА – ПРЕПОДОБНАЯ АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ
О СУРРОГАТНОМ МАТЕРИНСТВЕ. ПРОДУКТ СЕЛЕКЦИИ ИЛИ ПЛОД ЛЮБВИ?
Я БЕЖАЛА...
БУДЬТЕ МУДРЫ, КАК ЗМЕИ ИЛИ ХОТЯ БЫ КАК КОТЫ
СЛУЧАЙ В ВАГОНЕ-РЕСТОРАНЕ
ЗА КОГО ВОЙНА? О МИРЕ, В КОТОРОМ НЕТ МИРА
ХРИСТИАНСТВО – ЭТО УМНАЯ РЕЛИГИЯ, КОТОРАЯ ЗАСТАВЛЯЕТ ЗАДУМАТЬСЯ
СЛУЧАЙ В ПОЕЗДЕ (ИЗ СЕРИИ "ДЕТСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ")
ПОЧЕМУ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НЕ ОБЪЕДИНЯЕТСЯ С ДРУГИМИ ЦЕРКВЯМИ, ИЛИ ЧЕГО НЕ МОГ ПОНЯТЬ ШАРИКОВ?
ВОЙНА ХРИСТИАНИНА
ПРОРОЧЕСТВА ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА ИСПОЛНЯЮТСЯ НА НАШИХ ГЛАЗАХ
ДРЕВНИЙ УЖАС В МУЗЕЕ. РАССКАЗ ПОСЕТИТЕЛЯ
ОДИН ЗА ВСЕХ
Все публикации
Почтовый адрес для публикаций: agapitluka@ukr.net