Приходская Газета

Александр Романовский : О ПОКЛОНАХ И ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ

Поклон – символическое действие, преклонение главы и тела, выражающее смирение и благоговение перед Богом. Бывают поклоны великие, называемые также земными, – когда молящийся становится на колени и прикасается главой земли, и малые, или поясные, – поясное преклонение главы и тела.

Стояние на коленях ни во время Литургии, ни во время Всенощного бдения Уставом не предусмотрено. Приклоняя колени в земном поклоне мы выражаем смирение и благоговение перед Творцом вселенной, сразу же поднимаясь мы исповедуем, что Господь уже совершил наше искупление (дал нам всё необходимое для спасения).

Не положены уставом земные поклоны в дни воскресные (20-е правило 1-го и 90-е правило 6-го Вселенских Соборов) и великих праздников, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, также причастникам в день причащения (см. обсуждение на форуме).

Малые поклоны совершаются при всех храмовых и домашних молитвословиях. На богослужении, когда священник благословляет рукой, малый поклон делается без крестного знамения.

Великие постовые поклоны – троекратные земные поклоны, сопровождаемые крестным знамением и чтением молитвы св. Ефрема Сирина, разделенной на три стиха.

Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием истово, чинно, неторопливо и своевременно. Поклоны, коленопреклонения надо совершать по окончании каждого краткого прошения ектении или молитвословия, а не во время его чтения или пения. Недопустимо класть поклоны одновременно с совершением крестного знамения.

Следует различать поклоны и в целом неправославный обычай стояния на коленях.

«Надо нудить себя и против воли делать усердные поклоны; это нужно против гордости нашей, гнездящейся в глубине сердца. Гордость не любит кланяться».
праведный Иоанн Кронштадтский

* * *

«Православная Церковь заповедует своим сынам во все воскресные дни и в великие Господские праздники во время молитвы, как на общественном богослужении, так и на домашнем, келейном правиле, совсем не преклонять своих колен, ибо коленопреклонение знаменует рабское состояние и наше падение. В воскресные же дни и в великие праздники мы славим Господа за наше спасение и, как бы забывая о грехе, отчудившем нас от Бога, с сыновним дерзновением, стоя прямо, открытым лицом взирая на Него, вопием: «Авва, Отче!»

Узаконение об отмене коленопреклонений в воскресные дни восходит к глубокой, первохристианской древности. Уже 1-й Вселенский Собор 20-м правилом своим постановляет: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно Святому Собору да стояще приносят молитвы Богу». И 6-й Вселенский Собор, 90-м правилом своим подтверждая отмену коленопреклонении в воскресные дни, провозглашает: От богоносных отец наших канонически предано не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова. А святой Василий Великий в 91-м правиле говорит: «Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы». К сожалению, у нас почти забыты церковные правила о коленопреклонениях и соборные и отеческие постановления по этому поводу. Наши богомольцы в большинстве, как бы совсем забыв о своем сыновстве, о том, что мы уже не рабы, а искупленные кровью Христовою от рабства сыны Божий, вопреки наставлению Василия Великого, предпочитают во время молитвы коленопреклонение, не считаясь ни с торжественностью совершаемых Церковью праздников, ни с содержанием молитвословий. Обычно чаще всего становятся на колени и совершают поклоны во время наиболее знакомых молитвословий, хотя бы то были хвалебные полиелейные псалмы или торжественное Великое славословие. Становятся на колени даже во время пения на литургии молитвы Господней. Но если какую другую, то наипаче сию, данную самим Господом молитву сыновнего дерзновения, не подобает сопровождать не только коленопреклонениями, но и обычными поясными поклонами, а только в начале ее, поется ли она или читается в храме или дома, подобает оградить себя крестным знамением, как всегда пред началом чтения из Священного Писания, и не полагая поклона, откровенным лицом мысленно взирать ко Отцу Небесному. Лишь по окончании всей молитвы, при заключительном возгласе, должно осенить себя крестным знамением и соотворить поясной поклон.

Характерную иллюстрацию того, как по мере знакомства с обмирщенным христианством Запада православные русские люди стали больше смотреть на землю, чем на небо, как постепенно они стали забывать о своем Богом дарованном сыновстве и проникаться главным образом сознанием своего рабства, – характерную иллюстрацию этого мы находим в нашей иконографии, в частности в изображениях посещения Богоматерию преподобного Сергия Радонежского.

В XVI веке, когда русские люди еще твердо помнили о своем сыновстве, на иконах явления Богоматери преподобному, напр., на иконе, написанной в 1588 г. (Голубинский. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909, стр. 192) и находящейся в иконостасе Троицкого собора Лавры над южной алтарной дверью, преп. Сергий и его ученик изображены стоящими прямо. Они, как равные с равными, предстоят пред небожителями, откровенным лицом взирают на Богоматерь и внимают Ее словесам. Только в знак благоговейного предстояния преподобных Богоматери они изображены со слегка наклоненными главами, в то время как сама Богоматерь, в знак милостивого Ее благоволения к преподобному, изображена даже с несколько большим наклоном главы, чем как изображены преподобный и его ученик.

На иконах, писанных в XVIII веке, преподобный Сергий и его ученик изображаются уже стоящими пред Богоматерию на коленях. Потом стали изображать ученика преподобного Сергия не только стоящим на коленях, но и закрывшим лицо свое мантиею. А на написанной в средине прошлого столетия картине (снимок с которой был у меня, но, к сожалению, затерялся и я не могу вспомнить фамилию художника), и преподобный Сергий и преподобный Михей изображены повергшимися ниц пред Богоматерию в чувстве рабского трепета.

Правда, в собрании Н. П. Лихачева есть образ «Сергиева видения» начала XV века, на котором преп. Сергий изображен коленопреклоненным. Снимок с сего образа дан в «Истории русского искусства» И. Грабаря, том VI, стр. 99. Но при внимательном рассмотрении этого образа нетрудно установить, что здесь древнерусский иконописец изображает преподобного не во время более или менее длительной беседы его с Богоматерию, а лишь короткий момент первой встречи. Как известно, в древней Руси не только монахи, но и все мiряне при встрече их с старшими и уважаемыми людьми, приветствуя их, кланялись им до земли. Естественно, что и преподобный Сергий, узрев Царицу Небесную, с благоговейным восторгом повергся пред Нею ниц. Но это был только первый приветственный поклон для принятия благословения от Высокой Гостьи, а не стояние на коленях на все время беседы. И преподобный, преклонившийся до земли, изображается начинающим уже вставать. Его глава не склонена вперед книзу, а даже несколько откинута назад, что естественно при вставании. Земли касается лишь одно левое его колено, правая же нога уже приподнята и опирается на землю своею ступней. А ученик, находящийся внутри келии и созерцающий видение из некоторого отдаления чрез отверстую дверь, стоит в совершенно прямом положении, лишь слегка склонив главу.»

О поминовении усопших по уставу Православной церкви свт. Афанасий (Сахаров)

* * *

«Мне кажется, что отличием, особенностью православного христианства как раз и является тот факт, что оно не ставит людей на колени, а наоборот – поднимает их с колен. Именно в восстании с колен и состоит суть христианства. Когда мы становимся на колени, мы свидетельствуем о том, что мы падаем, что мы грешны. Грех ставит нас на колени. Но когда мы поднимаемся с колен, мы говорим о том, что Господь прощает нам и делает нас своими любимыми детьми, любимыми сынами и друзьями.

В Евангелии Христос говорит ученикам: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Эти слова подтверждаются всем духовным опытом Православной Церкви. Конечно, прежде всего здесь имеется в виду духовная свобода, внутреннее освобождение. Но и во внешних проявлениях – а христианство постоянно подчеркивает связь внутреннего и внешнего – наблюдается то же самое. Если мы посмотрим внимательно все церковные уставы, церковные постановления, то увидим, что стояние на коленях – это, по сути говоря, традиция неправославная.»

священник Андрей Лобашинский

* * *

«Много раз я говорил вам о поклонах земных и отвращал вас от еретического обычая стоять на коленях, как сидят кошки. В основе правила стоять перед Богом на молитве или падать ниц в земном поклоне лежит то, что мы призваны ко спасению. Господь сказал Апостолам «други Мои», и потому мы стоим перед Ним. Но мы помним нашу греховность и Божие величие, перед которым мы падаем ниц, как бы молясь: прости и восстави, и вот мы снова выпрямились и стали. Так молимся мы «восстави» на вечерне Пятидесятницы. Поэтому еще раз: не становитесь на колени, происхождение этого обычая не благодатно, создали его еретики. В православной молитве нет правильного соответствующего ему настроения. Надо различать: покаяние и падение ниц перед величием Божиим – в православном земном поклоне; рабское, теплохладное поклонение – стояние на коленах и, наконец, полное надежды предстояние. Мы осуждаем не жест, а непослушание Церкви, руководимой Святым Духом. И мы даже не осуждаем, но просим понять и напоминать себе, как далек этот обычай от православного духа и церковного понимания предстояния перед Богом, православного покаяния и поклонения Богу.»

митрополит Антоний Храповицкий

* * *

«Нельзя ставить своё собственное мудрование выше разума Церкви, выше авторитета Святых Отцев.

Первый Вселенский Собор, своим 20-м правилом, и Шестой Вселенский Собор, своим 90-м правилом, ясно и определённо запрещают «преклонять колена» в «день Господень» (воскресенье) и «во дни Пятидесятницы» (от Пасхи до праздника Пятидесятницы в течение всего этого периода времени ежедневно), а такой высокий авторитет для нас, как великий вселенский учитель и святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской, в своём 91-м каноническом правиле ясно и вразумительно объясняет причину этого, относя это к «таинствам церковным», а принятое всею Церковью каноническое правило священномученика Петра, Архиепископа Александрийского, прямо свидетельствует, что в воскресный день «и колена преклоняти мы не прияли».
Какое же мы имеем право поступать вопреки голосу Вселенской Церкви? Или мы хотим быть благочестивее самой Церкви и великих Отцев Её?

О непреклонении колен в дни воскресные и Господских праздников учил и основатель нашей Русской Зарубежной Церкви Блаженнейший Митрополит Антоний, который еще в бытность свою Архиепископом Волынским и Житомирским издал об этом послание к своей пастве, не преклоняет колен в дни воскресные и Господские праздники и наш теперешний Первоиерарх Высокопреосвященнейший Митрополит Анастасий.»

архиепископ Аверкий (Таушев)

«Нет ничего маловажного в Церкви Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и ничего в ней не допускается без значения; ибо она есть Церковь Самого Живаго Слова; всё здесь имеет глубокий смысл. Как же дерзать, по собственному произволу, совершенно презирать уставы, положенные в основание Богом Словом, и делать самого себя законоположником для уничтожения их?».

святитель Симеон Солунский

«Если, стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это церковный устав, стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу твоему Небесному, иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф. 6:6)».

святитель Филарет, митрополит Московский

* * *

О поклоне на возгласе: «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните»

Духовный рост требует углубления познаний в области литургики, но прежде чем углублять, нужно иметь их хотя бы в зачатке. В наши дни во время службы часто можно заметить, как на возглас: «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» – часть постоянных прихожан склоняет головы, тем самым исповедуя себя людьми некрещеными1). Однако после следующего возгласа: «Елицы оглашеннии, изыдите» – никто из них, разумеется, храма не покидает, выказывая тем самым явную непоследовательность. Понимают ли люди, о чем молятся, в чем участвуют? Возможно, это мелкое недоразумение, но оно настораживает, и оно показательно: прихожане годами не удосуживаются поинтересоваться, в чем смысл их действий, их собственной молитвы. А ведь упомянутым возгласам предшествует ектиния «об оглашенных», вполне разъясняющая суть дела: «Вернии, о оглашенных помолимся, – призывают нас, – да Господь… соединит их Святей Своей… Церкви». В духовном же отношении дело еще серьезней, здесь нет мелочей. Тем, кто, склоняя главу, сам не знает, верный он или оглашенный, надлежало бы понимать, что это не пустое кивание, что священник в этот момент молится о них, преклонивших главу, дабы сподобиться им крещения, стать членами Церкви: «Господи… призри на рабы Твоя оглашенныя, подклоньшия Тебе своя выя… соедини их Святей Твоей… Церкви… сопричти их избранному Твоему стаду»2). Если в этот момент со склоненной главой стоит человек крещеный, если при этом он верует в тайносовершительную силу молитвы священника, то он либо невольно кощунствует, уничижая молитву, либо, невольно же причисляя себя к оглашенным, отрекается от своего крещения3).

Это самый простой пример, но он-то и озадачивает: если прихожанам неведом смысл простейшей ектении, то какое же значение придается другим, более сложным, моментам службы, какой вкладывается в них смысл, каков вообще уровень понимания церковных священнодействий?

Что уж говорить о безразличии к священным уставным нормам, когда, например, не только несведущие миряне, но и пастыри и иноки пренебрегают каноническим чином временной отмены земных поклонов и коленопреклонений4). А ведь такие ограничения не внешняя формальность. «Не преклонять колен» в определенные моменты свт. Василий Великийотносит к нормам «сакраментальной и литургической жизни Церкви»5). Все в православном ритуале несет в себе глубокий богословский и аскетический смысл, здесь затрагивается таинственное внутреннее взаимодействие между душой и телом. Поскольку не только ум, но «все душевно-телесное существо человека участвует в богослужении», важна адекватность каждого движения. Отсюда особый символический язык жеста, который «Церковь включила в богослужение как органичную часть молитвы», к нему относятся и поклоны, и коленопреклонения – «безгласный язык, где слово заменяется движением»6). Поэтому так важно осмысленное исполнение ритуальных действий и строгое следование каноническому чину7).

Нарушение чина поклонов далеко не мелочь. Не признак ли это выхолащивания церковной жизни, зарождения культа обрядоверия, когда чинопоследование превращается в «бессодержательные внешние действия»8)или, хуже того, когда им придается лжеритуальное суеверное значение. Отцы предупреждают, что, «не углубляя своих познаний в этой области, человек легко может впасть в привычку, мертвящую и опустошающую». Чтобы духовная жизнь не вырождалась в бессмысленную обрядность, «необходимо непрестанно возрастать в познании Божием и не допускать, чтобы литургия превратилась в деталь нашего благочестивого быта. Именно оттого, что она вместо литургии стала обедней, был пережит всеми нами глубокий кризис»9).

Приблизиться к умному деланию позволяет глубокая воцерковленность.

Примечания

[1] Оглашенные – те, кому было оглашено, т.е. преподано, учение Церкви, люди, уверовавшие во Христа и готовящиеся к таинству крещения.

[2] Божественная литургия. Молитва о оглашенных.

[3] Некоторые современные пастыри высказываются в том роде, что христианину допустимо намеренно склонять главу во время молитвы за оглашенных, тем самым как бы выказывая свое смирение. Один почтенный протоиерей, поступавший именно таким образом, признавался, отвечая на недоумение своей паствы, что склоняет главу во время этой молитвы по смирению, так как считает себя «в вопросах вероучения» едва приступившим «к процессу оглашения», а «в жизни по вере – еще и не начинавшим этого процесса». Но недоумения остаются. Когда делают то, что не положено по чину богослужения, тем самым привлекая к себе общее внимание, то возникает простой вопрос: нужно ли свое смирение демонстрировать окружающим, не противно ли это самому духу смирения, не обращается ли оно при этом в свою противоположность? Другой, не менее почтенный пастырь считает, что «мы хотя и крещены, но недостаточно воцерковлены, и не поступаем по благодати крещения», на этом основании, мол, «можно себя поставить в ряд оглашенных и опустить голову». Тут возникает другой вопрос. Конечно, все мы недостойны звания христианина, осознавать это полезно, но достойно ли христианина воображать себя лишенным неотъемлемой благодати крещения? Не говоря уже о том, что человек недостаточно воцерковленный никак не может уравниваться с некрещенным, для этого надо было бы отказаться от догматического сознания. Кроме того, по этой логике через минуту на возглас «оглашеннии, изыдите» придется, смирения ради, вообразить себя уходящим со службы, а на возглас «елицы вернии… Господу помолимся» уже потребуется не только вспомнить, что мы крещены, но вообразить себя и воцерковленными, и «поступающими по благодати». А то ведь как причащаться, если «поставили себя в ряд оглашенных»?.. Уместна ли такая игра фантазии во время богослужения, вместо осознания истинного знамения литургических действий и символов? Символика здесь не декор, но сильное средство духовного воздействия, искажать ее произвольной игрой ума опасно. Православная аскетика запрещает молящемуся уму допускать именно воображение, призывает бороться с ним, а не культивировать. Смирение же, как живое ощущение своей испорченности и ничтожности, как искреннее признание себя наихудшим среди людей, ничего общего не имеет с самовнушением и притворством. См.: http://www.blagogon.ru/articles/7/; http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/3790/index.html

[4] Типикон, на основании Канонического Правила VI Вселенского Собора № 90, что подтверждено уставом свт. Василия Великого (прав. № 91) и др. постановлениями, налагает категорический запрет на земные поклоны и коленопреклонения в воскресные и праздничные дни и в определенные моменты богослужения (Херувимская, Шестопсалмие, Честнейшая, Великое славословие). Значительно то, что этот уставной запрет не есть плод человеческого изобретения, но получен свыше. Еще в III в. он был дан Богом в откровении через ангела прп. Пахомию Великому: «С вечера субботнего до вечера воскресного, равно как и во дни Пятидесятницы, не преклоняют колен». Казанский П.С. История православного мон-ва… Т. 1. С. 238.

[5] Лосский В.Н. Боговидение. М., 2003. С. 677.

[6] Рафаил (Карелин), архим. Умение умирать, или искусство жить. М., 2003. С. 311, 313.

[7] Богословско-аскетическое значение коленопреклонений и смысл запрета на земные поклоны – эти темы рассматриваются в наст. изд., т. 2, 4.

[8] Киприан (Керн), архим. Литургика. M., 2002.

[9] Софроний (Сахаров), архим. Письма в Россию. Essex; М., 2003. С. 68.
Новиков Н.М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней: Обзор аскетической литературы в 4 т. Т.1. Глава «Тайна Таинств». С. 80-83. Новиков Н.М.


Правила благочестия

Правила благочестия – определенные правила поведения, принятые в церковной жизни.

Архимандрит Платон (Игумнов): Благочестие – это как бы вертикаль, устремленная от земли к небу (человек-Бог), церковный этикет – это горизонталь (человек-человек). При этом нельзя подняться к небу, не любя человека, и нельзя любить человека, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает (1 Ин.4:12), и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (Ин.4:20). Таким образом, духовными основаниями определяются все правила церковного этикета, которые должны регулировать отношения между верующими, устремленными к Богу.

1. Правила поведения в храме.

Входите в святой храм с духовной радостью. Когда входите в храм и видите святые иконы, думайте о том, что Сам Господь и все святые смотрят на вас; будьте в это время особенно благоговейны.

Святость храма требует к себе особо благоговейного отношения. В храм следует приходить в приличной, чистой одежде, не в спортивной или вызывающе яркой. Женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор. Храня христианскую стыдливость, свою и ближних, не следует приходить в храм в нескромной одежде или в брюках. По возможности, надо приходить в храм без сумок и пакетов.

В храм всегда приходите заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. До конца богослужения без крайней необходимости не уходите из храма.

Перед входом в храм следует совершить поясной поклон с молитвой и крестным знамением. Войдя в храм, нужно также совершить в сторону алтаря три поклона с молитвой мытаря.

Ставить свечи, прикладываться к иконам и святыням надо до начала богослужения, а во время службы не следует нарушать общую молитву хождением по храму и передачей свечей.

Нельзя целовать святыни храма и участвовать в Таинстве Святого Причащения с накрашенными губами.

Проходя напротив Царских врат полагается перекреститься и поклониться в сторону престола. Нельзя проходить между амвоном и центральным аналоем, когда перед ним молятся посреди храма священнослужители. В храме не положено разговаривать, тем более смеяться и шутить. Приветствовать друг друга принято поклоном.

В православном храме во время богослужения принято стоять. Сесть и отдохнуть разрешается в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». В случае телесной слабости можно присесть на стульчик или скамью.

По традиции мужчинам полагается стоять на правой стороне храма, а женщинам на левой. Нехорошо поворачиваться спиной к алтарю – особо священному месту храма.

Подходить к Чаше во время причащения полагается сначала младенцам, потом мужчинам, а затем женщинам. Эта же последовательность должна быть соблюдаема и на елеопомазании. На исповеди, идя ко кресту в конце литургии, а также во многих других случаях не следует стараться опередить других, но надо соблюдать очередность.

Войдя в храм во время особо торжественных моментов – чтения Евангелия, Херувимской, Евхаристического канона – следует остановиться при входе, дождаться окончания и лишь тогда встать на место молитвы. Нельзя считать какое-то место в храме «своим», тем более просить перейти занявших его. Во время службы надо стоять и молиться на одном месте, не озираясь по сторонам. Во время каждения храма надо отойти от стены, давая проход священнослужителю, и, повернувшись к нему, поклониться на каждение.

В Православной Церкви положено молиться стоя, тихо и благоговейно, поэтому нехорошо как-либо внешне проявлять свои особенные молитвенные чувства: делать во время службы земные поклоны, стоять на коленях головой в пол и т.п. Если в храме тесно, то лучше не делать земной поклон даже в положенные моменты литургии (при возгласе «Святая святым» и при выносе Св. Даров), чтобы не расталкивать окружающих. Нельзя одергивать и учить, если кто-нибудь из прихожан по незнанию делает что-то не так. Если же его действия мешают общей молитве, то следует со смирением подсказать ему.

Во время службы, когда священник благословляет предстоящих рукой или совершает каждение молящихся с амвона, следует делать поклон без крестного знамения, а когда благословение совершается крестом или Чашей, полагается перекреститься, а потом поклониться. До окончания службы не следует уходить из храма, разве что по действительно важной причине.

Не осуждайте невольных ошибок служащих или присутствующих в храме – полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайтесь, никого не одергивайте (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайтесь не обращать внимания, а если по немощи не справитесь с искушением (т.е. испытанием), лучше отойдите тихо в другое место.

Не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Смиренно принимая их упреки, сами не старайтесь «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители.

Не бойтесь попасть в неловкое положение, сделав что-то не так. Люди приходят в церковь не для оценки ближних, а для общественной молитвы и участия в Таинствах.

Главное – это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы.

Перед выходом из храма нужно совершить три поклона с крестным знамением и молитвой, поблагодарив Бога и испросив Его благословения. Выйдя на улицу, следует обернуться к храму и еще раз поклониться. Всегда, проходя мимо храма, следует остановиться и поклониться в его сторону с крестным знамением.


2. Правила церковных отношений.

При встрече со священником следует взять у него благословение и затем уже начинать разговор. При последующих встречах с ним в этот день брать благословение не нужно. Также при прощании со священником после продолжительного с ним разговора или общего дела принято брать благословение.

При обращении к священнику по телефону начинать разговор нужно испрашиванием благословения словами: «Батюшка, благословите» или «Отец (имя), благословите».

При встрече мирян принято троекратное христианское целование или взаимный поклон. Обычное церковное приветствие в праздничные дни: «С праздником!» Входя в дом: «Мир дому сему». Ответ: «С миром принимаем». Пожелания в путь, в дорогу: «Ангела хранителя!», «Храни тебя Господь!», «Храни тебя Матерь Божия!». Принятое пожелание вкушающим пищу: «Ангела за трапезой!» Ответ: «Невидимо предстоит». За услугу, внимание, помощь, а также за угощение принято благодарить словами: «Спаси Господи!», на которые обычно отвечают: «Во славу Божию!»

Слово к прихожанам

митрополит Сурожский Антоний

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я хочу сказать несколько слов тем из вас, которые недавно прибыли в наш приход и которые часто уходят, не услышав проповеди.

Наш Приход тем был дорог людям, что в нем на богослужениях можно было молиться в глубокой тишине, окруженным молчанием всех присутствующих и неподвижностью других молящихся.

За последнее время эта обстановка горестно изменилась. Приходящие в храм, не привыкшие к строгому, стройному православному благочестию, часто между собой разговаривают, часто ходят по храму, забывая, чтo в нем сейчас происходит. Это совершенно недопустимая вещь. Вы должны понимать, что, приходя в храм, вы становитесь лицом к лицу со Христом и с Богом, что, стоя перед Ним, вы должны быть исполнены не только внутреннего, но и внешнего благочестивого молчания, и что ваша не только привилегия, но ваш долг – сделать возможным, чтобы молитва других людей ничем не была прерываема.

Поэтому обращаюсь ко всем вам не только с просьбой, не только с увещеванием, но с решительным призывом: когда вы приходите в храм, остановитесь у двери храма, перекреститесь, осознайте, куда вы вошли.
Вспомните мытаря, который не посмел войти в храм Божий, потому что чувствовал себя слишком грешным, чтобы вступить в область, где царствует Сам Господь.

Спаситель нам сказал, что где двое или трое соберутся во имя Его, там и Он будет присутствовать. И вот, когда вы входите в храм, знайте, твердо знайте, верой и убеждением, если даже это не дошло до вашего опыта и сердца, – знайте, что вы находитесь в присутствии Самого Христа, распятого ради вашего собственного спасения и воскресшего для того, чтобы вы могли войти в жизнь вечную, торжествующе и радующеся.

Храм – не место для встречи со знакомыми и не место, где вы имеете право оглядеться, чтобы посмотреть, какие иконы находятся на стенах.
Это место, где вы должны трепетно, с глубоким духовным ужасом предстоять перед Живым Богом. И если вы не можете молиться все время, чего многие не в состоянии делать, то должны хотя бы стоять в глубоком молчании души и уст и не мешать никому другому молиться.

И я обращаясь к вам с просьбой, с увещеванием, от всей души: входите в храм благоговейно, выберите место, где вы будете стоять и никуда с него не сходить, кроме как для того, чтобы, в начале, когда войдете, поставить свечу, и, если вы будете причащаться, чтобы подойти к Святым Тайнам. Иначе – пребывайте в молчании, потому что Бог встречается в глубинном молчании души, и только в этом глубинном молчании находящиеся в храме могут между собой стать едиными во Христе. Это вопрос не дисциплины церковной, это вопрос вашего личного спасения, того, что вы встретили Бога – или что вы мимо Него прошли и презрели Его присутствие.

Примите, поэтому, мои слова в учет, будьте внимательны к тому, что я сказал, и я попрошу всех тех, у кого есть какое-то глубокое, честное церковное сознание – и другим помогать в этом отношении. Аминь.»

Дата: 29.04.2016 Автор: Александр Романовский
Источник:
ТОП 10 Авторы
Сергей Комаров (2)
Ольга Буруто (1)
Брагин Валерий (1)
о.Валентин Макаров (3)
Владимир Трандафилов (2)
Виталий Шпакович (2)
Екатерина Выхованец (3)
Роман Концевой (2)
Анонимные авторы (3)
Валерий Дубинский (1)
Все авторы
ТОП 10 Публикации
ХРИСТОС УМЕР ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НАША ЖИЗНЬ СТАЛА ДРУГОЙ
СВИДЕТЕЛИ НАШЕГО ХРИСТИАНСТВА
ТОСКА ПО НЕБЕСНОМУ ОТЕЧЕСТВУ И «УСПЕШНЫЕ ХРИСТИАНЕ»
ЗАВЕЩАНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ВЕРУ В ХРАМЕ - ВОЗЬМИТЕ ЕЕ НА РАБОТУ
«СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ» – ЭТО НЕ Я, А ЦЕРКОВЬ
ПРАВОВЕРИЕ НИКОГДА НЕ ЗАМЕНИТ ЛЮБВИ
В ЦЕРКВИ НУЖНО СЕСТЬ ЗА ПАРТУ И УЧИТЬСЯ
КТО ГЛАВНЫЙ?
МЕСТО ВСТРЕЧИ СО ХРИСТОМ
ПИСЬМО ХРИСТА И АПОСТОЛОВ
ЧУДО НАШЕГО ВОСКРЕСЕНИЯ
ОДЕЖДЫ БОГА И ЧЕЛОВЕКА
СВЯТОЙ ДУХ И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ В ЦЕРКВИ
ИСПОЛНЯЕМ ЛИ МЫ ПОВЕЛЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ?
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И ЧУВСТВА ХРИСТИАНИНА
ПАСХА - ПОДАРОК НЕЗАСЛУЖЕННЫЙ
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА - СУД ПРЕЖДЕ СТРАШНОГО СУДА
ИСТИННАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕЕ ДВОЙНИК
КАК ХРИСТИАНЕ СТАНОВЯТСЯ ХРИСТИАНАМИ?
ВОЗМОЖНО ЛИ РАДОСТНОЕ ПОКАЯНИЕ?
О НЕЧИСТОТЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ
ЖИЗНЬ - ПРОПОВЕДЬ - ЖИЗНЬ
БЕЗ НАДЕЖДЫ НА БОГА ЖИТЬ НЕВОЗМОЖНО
МЫ ЧАСТО ЗАБЫВАЕМ, ЧТО НАШ БОГ – ПРОПОВЕДНИК
В ЦАРСТВИИ БОЖИЕМ ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
ПЕЧАТЬ АПОСТОЛЬСТВА В НАШЕЙ ЖИЗНИ
ПОЧЕМУ У НАС ПРОБЛЕМЫ С ДУХОВНЫМ РОСТОМ?
СТРАШНЫЙ СУД ВНУТРИ НАС
ПОКАЯНИЕ – УНИЧТОЖЕНИЕ ПРЕГРАД НА ПУТИ К ХРИСТУ
ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ И СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
ТРИОДЬ ПОСТНАЯ — ПРОВОДНИК ПО ВЕЛИКОМУ ПОСТУ
ОТВОРИТЕ ДВЕРИ ХРИСТУ
ГРЕХ ПРОТИВ БЛИЖНЕГО – ЭТО ВОССТАНИЕ ПРОТИВ БОГА
БИБЛИЯ И ДОСТОЕВСКИЙ О ПРИРОДЕ РЕВОЛЮЦИИ
СТАРЫЙ МОСТ
РЕЛИГИЯ ЕДЫ ИЛИ ОТКРОВЕНИЕ ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО?
НИ ТО НИ СЕ
САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ ХРИСТИАН ВСЕХ ВРЕМЕН
ВЕЛИКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОЛДОСА ХАКСЛИ
ПОЧЕМУ МЫ ОСУЖДАЕМ БЛИЖНИХ?
ГЛАВНОЕ, О ЧЕМ НАПОМИНАЕТ ЦЕРКОВЬ
НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ДВУХ ДОРОГ, ИЛИ КАК ПОВЕРИТЬ В БОГА
ЧТО Я ГОТОВ СДЕЛАТЬ РАДИ ХРИСТА?
ХРИСТИАНСТВО И СПОРТ
ДАНИЇЛ - УКРАЇНСЬКИЙ МУЧЕНИК ЗА ВІРУ ПРАВОСЛАВНУ
КТО Я В РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ?
РОЖДЕСТВО БЕЗ РОК-Н-РОЛЛА
ГЛАВНЫЙ ВРАГ РОССИИ
СЫН ВСЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
СУЕТА — ЭТО ОТСУТСТВИЕ ДОБРОЙ ЦЕЛИ
ВЕРА АВРААМА И ВЕРА НАША
ГОСПОДЬ СОТВОРИЛ АДАМА И ЕВУ, А НЕ АДАМА И СЕВУ
ДЛЯ ЧЕГО НАМ ЦЕРКОВНАЯ МОЛИТВА?
НЕЖДАННАЯ МИЛОСТЬ
СЛАДОСТЬ И ГОРЕЧЬ СЛОВА БОЖЬЕГО
УЗЫ ХРИСТОВЫ И ОКОВЫ ГРЕХА
ВОЛХВЫ
ЦЕРКОВНОЕ ЗДАНИЕ И ЕГО КАМНИ
В КАНУН РОЖДЕСТВА
ОГОНЬ, ВОДА И МЕДНЫЕ ТРУБЫ
КАК НЕ ПОГИБНУТЬ ОТ ПРАЗДНОСТИ
ГРЕХ - УБИЙЦА ДУШИ
БЕГСТВО ОТ ГРЕХА ИЛИ ОТ ПРОБЛЕМ?
ОТ ПИСАНИЯ К БЫТИЮ, ОТ БЫТИЯ К ПИСАНИЮ
СПАСАЕМСЯ ЛИ МЫ ВЕРОЙ ВО ХРИСТА?
СЛОВО СПАСАЮЩЕЕ И ОБВИНЯЮЩЕЕ
НЕНАСЫТИМОСТЬ СВЯТЫХ И «ГЛУБИНЫ САТАНИНСКИЕ»
У КАЖДОГО СВОИ «ТАРАКАНЫ», ИЛИ ЖИЛЬЦАМ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ПОСВЯЩАЕТСЯ
«НАПЕЧАТЛЕНИЕ» ОБРАЗА ХРИСТОВА - ЦЕЛЬ НАШЕЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
ИСТИННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В РАЙ И БАБЬИ БАСНИ
ЕВАНГЕЛИЕ, КОТОРОЕ МУЧАЕТ
ПУТЬ
МИЛОСТЫНЯ – ЦАРИЦА ДОБРОДЕТЕЛЕЙ
НЕИЗМЕННАЯ БЛАГОДАТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ
«ВЫЙДИТЕ ИЗ СРЕДЫ ИХ И ОТДЕЛИТЕСЬ», ИЛИ ИМЕЕТ ЛИ ХРИСТИАНИН ПРАВО НА НЕНАВИСТЬ
ФАРИСЕЙ
СТАНЕМ ПРИБЕГАТЬ К ПОМОЩИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ!
УЙТИ В ПУСТЫНЮ С ПРЕПОДОБНЫМ СЕРГИЕМ, ИЛИ ОДИН ДЕНЬ РАЗМЫШЛЕНИЙ В ПРИСУТСТВИИ СВЯТОГО
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ И ГРИГОРИЙ ПАЛАМА - КОРЕНЬ РУСИ И ПЛОД ВИЗАНТИИ
«ВОТ, ТЕПЕРЬ ВРЕМЯ БЛАГОПРИЯТНОЕ» – НАЧНЕМ СПАСАТЬСЯ С СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ
MEMENTO MORI, ИЛИ ЦИФЕРБЛАТ БЕЗ СТРЕЛОК
СВЯТОСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ: КАК ИДТИ ПО СТОПАМ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
КАК ЗОВУТ НАШЕГО БОГА, ИЛИ ЭРА ЛИЧНОСТНОГО БОГООБЩЕНИЯ
ЧТО СКРЫТО В СЛОВАХ ПИСАНИЯ: О СОКРОВИЩЕ В ГЛИНЯНОМ СОСУДЕ
ПРОПОВЕДЬ ЕВАНГЕЛИЯ И САМОПОЗНАНИЕ
ЧТО БЫ СКАЗАЛ АПОСТОЛ ПАВЕЛ РУССКОМУ ЧЕЛОВЕКУ?
«ЧУДО С ВОЛОСАМИ», ИЛИ О КРЕПКОЙ ВЕРЕ ЛЫСОГО И ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ
МУЗЫКА ГОВОРИТ О БОГЕ. И О ЧЕЛОВЕКЕ
ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ - ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО? ПЕРЕЧИТЫВАЯ ШОПЕНГАУЭРА
НАРОД СПИТ - СЛУЖБА ИДЕТ
НИКТО НЕ ЛЮБИЛ ХРИСТА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОНА. К УСПЕНИЮ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ЧТО ЗНАЧИТ «СТРАХ БОЖИЙ» – РАЗВЕ БОГА НУЖНО БОЯТЬСЯ?
ПРЕПОДОБНАЯ ОЛИМПИАДА АРЗАМАССКАЯ И КИЕВСКАЯ
СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ АЛЕКСИЙ БОРТСУМАНСКИЙ: К СВЯТОСТИ ЧЕРЕЗ ПРЕСТУПЛЕНИЕ
БЛАГОСЛОВЕНИЕ СТАРЦА, ИЛИ ИРОНИЯ СУДЬБЫ
МОИСЕЙ УГРИН: ПОЛНАЯ ПОБЕДА НАД БЛУДОМ
ГРЕШНО ЛИ РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ?
ВЫСОКАЯ ЗЕМЛЯ, ИЛИ КОМУ НА ВАЛААМЕ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО
В ПОИСКАХ МНОГОЦЕННОГО ЖЕМЧУГА
РУКИ ПРОЧЬ ОТ БАБУШЕК!
ПЕТР И ПАВЕЛ - ПОДВИГ ЛЮБВИ
«ВСЕГДА ИЩИТЕ ДОБРА» – НОВАЯ КНИГА ОБ АПОСТОЛЬСКИХ ПОСЛАНИЯХ
ДУХОВНОМУ ОТЦУ
ПАСХАЛЬНАЯ НОЧЬ 1992 ГОДА
МУЖАЙТЕСЬ, СЛАВЯНЕ !
СЛОВО АВТОРА
ЧТО АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ СОВЕТУЮТ ДЕЛАТЬ
ПУТИ СВЯТОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ГОЛОС КАК ТАЙНА ДУШИ. ПАМЯТИ МАЙИ КРИСТАЛИНСКОЙ
ПОЕЗД И НЕМНОЖКО ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО
ЧТО ЭТО ЗА ПРИДУМАННЫЕ "ПРЕДАНИЯ СТАРЦЕВ"
ПРОИГРАННАЯ ВОЙНА, ИЛИ ГРЯЗНЫЙ ПАРЕНЬ С ВОКЗАЛА, ЕДВА НЕ СТАВШИЙ МОНАХОМ
ЧТО ТАКОЕ СОБСТВЕННАЯ ПРАВЕДНОСТЬ И ВОЗМОЖНО ЛИ ПРИОБЩИТЬСЯ ПРАВЕДНОСТИ БОЖЬЕЙ
НЕУЗНАВАНИЕ ХРИСТА - ВЕЛИЧАЙШАЯ ДРАМА В ИСТОРИИ МИРА И В ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА
ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПАСХИ
СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА, КОТОРУЮ БОИШЬСЯ И ЖДЕШЬ
О ПОКЛОНАХ И ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ
О ГРЕХЕ АБОРТА
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ И СУДЬБА ЦЕРКВИ: К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ПРИЧАСТИЕ РАЗ В ГОД
ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ХРИСТОВЫМИ
БИБЛИЯ О ДАРЕ "ЯЗЫКОВ" - ВЛАДЕНИИ ИНОСТРАННЫМИ ЯЗЫКАМИ БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНЫЕ СЛОВА АПОСТОЛА ПАВЛА: КАК ВЕРНО ИХ ПОНЯТЬ
ЗАГАДКА НОЧНОГО УБИЙСТВА
ПРОЩАЙТЕ МИССИОНЕРАМ
ПОЧЕМУ ЗДОРОВЬЕ - НЕ ВАЖНО
ПОЧЕМУ ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ПОДАВАТЬ МИЛОСТЫНЮ
ВЕРНЫЕ ДО КОНЦА
ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ 1-Ю ВЕЛИКОГО ПОСТА, ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ
РАЗМЫШЛЕНИЕ О ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДИ
КАКОЙ ВРЕД ОТ МНОГОСЛОВИЯ
МЯГКАЯ ГОЛОВА И ЖЕЛЕЗНАЯ ЭПОХА
ВЕЛИКИЙ ПОСТ И РАЗГУЛ ВНЕШНЕГО БЛАГОЧЕСТИЯ
О ПРОСТОТЕ ПИСАНИЯ И ЛУКАВСТВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ
ПОЧЕМУ ХРИСТА НАЗЫВАЛИ НАЗОРЕЕМ
ЭКЗАМЕН НА ХРИСТИАНСТВО
БОЙ НА ПОДСТУПАХ К МОНАСТЫРЮ
ТЕСТ НА ЖЛОБСТВО, ИЛИ О "СВЯЩЕННИКАХ НА МЕРСЕДЕСАХ"
ЧТО ЧИТАТЬ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ
НУЖНЫ ЛИ НАМ ТРИ СВЯТИТЕЛЯ?
ПРАВОСЛАВНЫЕ ВЕРУЮЩИЕ: ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ ИЛИ АНТИРЕКЛАМА ЦЕРКВИ?
ВЕЛИКИЙ ПРОПОВЕДНИК, ЗАБЫТЫЙ НАМИ
ВСЕ ЛИ МОЖНО ЕСТЬ ХРИСТИАНИНУ? ЧАСТЬ 2
ВСЕ ЛИ МОЖНО ЕСТЬ ХРИСТИАНИНУ?
ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ: КТО БУДЕТ СУДИТЬ НАШ ВЕК
ОСОБОЕ ВРЕМЯ
ЗАДАТЬ ВОПРОС БОГУ И… УСЛЫШАТЬ ОТВЕТ
ОБРАЗ ЗАКВАСКИ В БИБЛИИ – ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ НЕГАТИВНЫЙ?
ПОЧЕМУ БИБЛИЮ НУЖНО ИЗУЧАТЬ, А НЕ ПРОСТО ЧИТАТЬ?
ЧИТАТЬ ВСЕМ, У КОГО ГРИПП
ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ, И БОГ НЕ УШЕЛ В ОТПУСК
«Я СМОТРЮ НА НЕГО, А ОН НА МЕНЯ, И НАМ ХОРОШО ВМЕСТЕ»
ОСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ
МУДРОСТЬ
К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ПРАЗДНОСЛОВИЕ?
ПЛАНЕТА ОБЕЗЬЯН. СКОРО НА УЛИЦАХ ВАШЕГО ГОРОДА?
ПРП. ИОАНН МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ И СТРАСТЬ, ОТ КОТОРОЙ НУЖНО БЕЖАТЬ
МЫСЛИ О КАТЕХИЗАЦИИ НА ПРИХОДЕ
МОГУТ ЛИ МИРЯНЕ ПРОПОВЕДОВАТЬ В ХРАМЕ?
КАК СОСТАВИТЬ СОВРЕМЕННУЮ И АКТУАЛЬНУЮ ПРОПОВЕДЬ НА ЖИТИЕ ДРЕВНЕГО СВЯТОГО
«ПРАВЛАЙФ-ВСТРЕЧИ В ЛАВРЕ»: О ЧЕМ РАЗГОВАРИВАТЬ ПРАВОСЛАВНЫМ?
ВОЙНА ВСКОЛЬЗЬ, ИЛИ КРАЕШЕК ПРАВДЫ О СУДЬБАХ ЖИВОТНЫХ И ЛЮДЕЙ
СТРОГИЕ РЕВНИТЕЛИ ЦЕРКОВНОГО ПРЕДАНИЯ МОГУТ БЫТЬ ЯРЫМИ ГОНИТЕЛЯМИ ХРИСТА
СТИХОТВОРЕНИЕ
БЛАГОРОДНОЕ ЭТО ДЕЛО...
ДОБРОЕ СЛОВО О ДОБРОМ ПАСТЫРЕ. ВЗГЛЯД НА СЛУЖЕНИЕ ПРОТОИЕРЕЯ АНДРЕЯ ТКАЧЕВА В УКРАИНЕ.
РАССКАЗ О КНИГЕ, КОТОРАЯ ГОВОРИТ
АФОН ВЫНУЖДАЕТ К СВЯТОСТИ. ЗАМЕТКИ ОБ АФОНЕ
ЗНАМЕНИЯ И ЧУДЕСА: ВО ЧТО МЫ ВЕРИМ?
ТЕЛЕСКОП И СКРИПКА СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
ПЕТР И ПАВЕЛ — ДВЕ ПРЯМЫЕ, ПЕРЕСЕКАЮЩИЕСЯ ВО ХРИСТЕ
ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ НЕ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ ЖЕНЩИН НОСИТЬ БРЮКИ?
ЗАЧЕМ ЦЕЛОВАТЬ РУКУ СВЯЩЕННИКУ?
МЫСЛИ ОБ ОТНОШЕНИИ К СЛОВУ
СОВРЕМЕННАЯ МИССИЯ ЦЕРКВИ
ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО
ЗАПИСКИ
«НАМ ЕСТЬ, ЧТО СКАЗАТЬ МОЛОДЕЖИ — МЫ ПОМНИМ СВОЮ «ВЕСЕЛУЮ» ГРЕХОВНУЮ МОЛОДОСТЬ»
О НРАВСТВЕННОМ ВЫБОРЕ
КАК ПОБЕДИТЬ ОДИНОЧЕСТВОМ
ЧЕМ ХРИСТИАНСКОЕ ОБЩЕНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ МИРСКОГО?
БОГАТСТВО, ДАННОЕ БОГОМ, – ЭТО КАКОЕ?
ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ АЛЕКСАНДРА – ПРЕПОДОБНАЯ АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ
О СУРРОГАТНОМ МАТЕРИНСТВЕ. ПРОДУКТ СЕЛЕКЦИИ ИЛИ ПЛОД ЛЮБВИ?
Я БЕЖАЛА...
БУДЬТЕ МУДРЫ, КАК ЗМЕИ ИЛИ ХОТЯ БЫ КАК КОТЫ
СЛУЧАЙ В ВАГОНЕ-РЕСТОРАНЕ
ЗА КОГО ВОЙНА? О МИРЕ, В КОТОРОМ НЕТ МИРА
ХРИСТИАНСТВО – ЭТО УМНАЯ РЕЛИГИЯ, КОТОРАЯ ЗАСТАВЛЯЕТ ЗАДУМАТЬСЯ
СЛУЧАЙ В ПОЕЗДЕ (ИЗ СЕРИИ "ДЕТСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ")
ПОЧЕМУ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НЕ ОБЪЕДИНЯЕТСЯ С ДРУГИМИ ЦЕРКВЯМИ, ИЛИ ЧЕГО НЕ МОГ ПОНЯТЬ ШАРИКОВ?
ВОЙНА ХРИСТИАНИНА
ПРОРОЧЕСТВА ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА ИСПОЛНЯЮТСЯ НА НАШИХ ГЛАЗАХ
ДРЕВНИЙ УЖАС В МУЗЕЕ. РАССКАЗ ПОСЕТИТЕЛЯ
ОДИН ЗА ВСЕХ
Все публикации
Почтовый адрес для публикаций: agapitluka@ukr.net