11.07.19

Сергей Комаров

Петр и Павел: как победить в себе законничество и религиозную мелочность

Ель Греко. Апостолы Петр и Павел. 1595–1600. Национальный музей искусства Каталонии. Фото:howlingpixel.com

Пришло время, и церковный год вновь приводит нас к образу уникальных людей, великих миссионеров, без которых христианство трудно представить – апостолов Петра и Павла.

Конечно же, без Петра и Павла Церковь все равно существовала бы. Суть и основа христианской веры – это Сам Христос. Христианство было бы, но его история уже выглядела бы как-то иначе. Без посланий Павла, без удивительной истории его обращения, без евангельского образа горячего и порывистого Петра, его отречения и покаяния все же трудно себе представить христианскую религию.

Если бы Петр и Павел не существовали, их стоило бы придумать. Но они были, и христианство не нуждается в человеческих выдумках, ибо оно – богооткровенно. Именно откровение Божества в личности Иисуса Христа и превратило рыбака Симона в апостола Петра, а гонителя Церкви Савла– в величайшего ее апологета по имени Павел.

Что еще написать о тех, о ком написаны тысячи книг, чья жизнь выше всякого слова? Что еще принести к ногам тех, которые и так покорили всю вселенную? Любовь к Петру и Павлу заставляет размышлять о них, не боясь ни возможных повторений уже сказанного кем-то, ни скудости своей мысли. К тому же, широта и глубина их душ открывает неизмеримый простор для беседы о них.

Например, интересна вот какая закономерность. Петру было первому открыто, что язычников можно принимать в Церковь (см.Деян.10). Но все же апостолом и учителем язычников считается Павел, и он сам так себя называет (см.2Тим.1,11). И действительно, апостол Павел более всех потрудился в проповеди христианства язычникам.

Однако проповедническим крестом Павла было не только благовестие язычникам, но и тяжелая борьба с иудеохристианством. Павел первый из всех апостолов понял ненужность не только обрезания, но и всего иудейского обрядового закона, и не только для язычников, но и для уверовавших евреев. Он открыто об этом проповедовал, и даже посвятил данной теме целый трактат о иудеохристианстве – послание к Галатам.

Интересно получается: с законничеством борется, в лице образованного Павла, именно книжная ученость. Не простота Петра, или духовная глубина Иоанна – а знания и эрудиция сына фарисея, Павла! Оказывается, против мертвой буквы закона и фарисейского начетничества работают правильные знания, оживляемые верой.

Только молитвенник, только чудотворец не смогли бы предотвратить соскальзывание новорожденного христианства в ледяную пропасть иудаизма. Нужны были начитанность в Писаниях и умение правильно их истолковать, тонкое знание закона и близкое знакомство с иудейскими преданиями, владение искусством спора и вообще разносторонняя образованность.

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. Фрагмент. 1627 г. Государственная галерея, Штутгарт. Фото: vsdn.ru

Всего этого не было у Двенадцати, но в изобилии присутствовало у Павла. И именно Павлу Церковь обязана тем, что она освободилась из иудеохристианских пелен еще в первом веке, и была предупреждена об опасности иудаизма жесткими строками Павловых писем.

Это важно, и стоит повторить: против законничества, фарисейства, крючкотворства и религиозной мелочности успешно работает христианское просвещение и твердое знание Писания. Есть проблемы, которые невозможно перемолить – нужно просто изменить смысловую картину.

Апостол Павел совершил гигантский переворот в сознании современников. Он первый открыто заявил о том, что христианство – новая религия. Вера Церкви связана с иудаизмом, но не вырастает из него. Источник христианства – пустой гроб Иисуса Христа, а не закон Моисея. Все это понял, переварил, и донес другим именно Павел – знаток закона, обладатель энциклопедических знаний в разных областях.

Скажете, книжники и законники обитают сегодня только в пространстве иудаизма? Увы, законническое сознание может жить и в церковной православной среде. И у нас есть свои книжники и фарисеи, и мы сами зачастую бываем ими.

Пример апостола Павла сообщает нам, что главным оружием против законничества являются знания. Большие знания делают человека широким, дают простор его религиозному сознанию.

Хотя бы на рациональном уровне верующему нужно понять, что христианство не привязано просто к «исполнению» чего-то – пусть даже и церковного закона. Христианские чины и дисциплины нужны – но не в них христианство. Христианство – это качество моих отношений с Богом. Но чтобы это понять, надо много прочитать, пережить, и передумать, как прочитал и передумал тарсянин Савл. Душа должна созреть к откровению Иисуса Христа – а созревает она, помимо прочего, чтением и размышлением.

Невежество вообще склонно бездумно консервировать форму, оставляя за скобками содержание. И апостол борется с законническим сознанием силой разумной веры, четким пониманием, во что мы веруем. Недаром для Павла, как для бывшего фарисея, характерен щепетильный и детальный разбор вопросов веры.

Павел не стыдился называть себя фарисеем. «Я фарисей, сын фарисея» (Деян.23,6) – говорил он на суде у Первосвященника. Павел – книжник, он любит книги. Его речь – речь широко образованного человека, он чрезвычайно начитан. В письме к Тимофею он просит, помимо прочего, принести ему «книги, особенно кожаные» (2Тим.4,13). Но при этом Павел – не законник, не раб буквы. Его книжность оживотворена светом богопознания и любви, его знания служат Богу и людям.

Знания нужно получать! Надо стремиться быть простым – но не невежественным. Мы очень часто путаем простоту и невежество. Первое – добродетель, второе – грех, за который мы будем отвечать на Страшном Суде. Встречаются даже изображения мытарства невежества, например, в одном из храмов Троице-Сергиевой Лавры.

Христианство дружит с простотой, но не дружит с невежеством. Апостол Павел был внутренне простым, но в то же время был нагружен знаниями, как баржа.

И не надо ругать знания, которые якобы приводят к высокоумию. К высокоумию приводит гордость, а знания – лишь то, за что она цепляется. Не будет знаний – зацепится за что-то другое. Даже и за их отсутствие. Я, дескать, университетов не заканчивал, мне ваши книжки не нужны, я и сам все знаю. Такой тип высокоумия распространен не меньше, чем кичение своими знаниями.

В Церкви нужно учиться. Христианину есть что узнавать, есть что почитать. И вопрос духовного образования сегодня – это не вопрос проведения досуга, а вопрос спасения.

Пусть это нам помогут понять умом и сердцем святые апостолы Петр и Павел, память которых мы сегодня празднуем.

Источник:

spzh.news